Восстановление на работу госслужащего

Статья на тему: "Восстановление на работу госслужащего" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Восстановление на работу госслужащего

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бывший государственный служащий в течение двух лет после увольнения принят на службу в другой государственный орган также на должность государственной службы.
Возникает ли обязанность нового работодателя направить уведомление о принятии его на работу в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ?
Возникает ли обязанность по уведомлению в аналогичной ситуации, но при трудоустройстве бывшего гражданского служащего на муниципальную службу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При трудоустройстве бывшего государственного служащего в государственный орган или орган местного самоуправления в течение двух лет после увольнения его с государственной службы уведомлять об этом тот государственный орган, который являлся последним местом его службы, не нужно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/work_law/1188371/

Как госслужащего на работе восстанавливали

Юлия Шельмук, юрист, г. Москва.

Получение решения суда о восстановлении на работе часто требует от незаконно уволенного работника довольно ощутимых затрат времени и сил. Но в итоге оно может оказаться бесполезной бумажкой, если основной вывод в нем будет сформулирован неряшливо, а вышестоящий суд сочтет, что неисполнимость такого судебного акта доказывать необязательно. Определение ВС РФ от 12.10.2012 по делу N 20-КГ12-5 — наглядное тому подтверждение.

На службе восстановить!

В июле 2009 года госслужащий был уволен с должности начальника МРИ ФНС России по Республике Дагестан. Не согласившись с данным кадровым решением, госслужащий обратился в суд. Тот признал приказ об увольнении незаконным и обязал ответчика восстановить истца на работе. Правда, суд счел излишним указать в резолютивной части наименование должности, на которую госслужащий подлежит восстановлению, но при этом нашел возможным включение в нее требования к ответчику о заключении с истцом служебного контракта.

Видимо, осознавая таящиеся в подобных изъянах возможности, представитель нанимателя исполнять судебное постановление не торопился. И госслужащий через полтора года вновь отправился в суд. На этот раз — с иском о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с октября 2009 года по апрель 2011 года.

Это требование госслужащего также было удовлетворено. И хотя в связи с разногласиями по поводу порядка расчета подлежащей взысканию суммы в судах Республики Дагестан дело пересматривалось дважды, решение в результате было оставлено без изменений. При этом, поскольку доказательств восстановления истца на работе у ответчика не имелось, у всех инстанций, рассматривавших дело, сомнений в законности предъявленного требования не возникло.

Между тем иная оценка правомерности заявленного иска имелась у ответчика. Согласно ей необходимым условием взыскания денежного довольствия за время вынужденного прогула является указание должности, на которую восстановлен истец. А поскольку такая конкретика в первоначальном решении отсутствует, то и о выплате денежных сумм, на которые претендует истец, говорить не приходится. По жалобе ответчика дело отправилось на третий пересмотр — уже в ВС РФ.

Исполнению не подлежит

ВС РФ решил подойти к делу основательно и подвергнуть ревизии не только обжалуемые судебные постановления, но и то, с которого вся история и началась, — первоначальное решение о восстановлении на службе. Видимо, чтобы впредь из-за него уже не возникало проблем.

Суд начал с того, что привел факты, свидетельствующие, по его мнению, о том, что решение о восстановлении на службе, несмотря на всю его неконкретность, ответчик добросовестно пытался выполнить: истцу вместо прежней его должности были предложены две другие, вакантные в тот момент в инспекции, занять которые истец отказался.

Далее, констатируя безвыходность сложившейся ситуации, ВС РФ указал на священность свободы служебного контракта и объективную невозможность его оформления без согласия самого истца.

Итогом же логических построений Суда явился вывод о том, что отсутствие в первоначальном решении о восстановлении на службе конкретной должности, в которой истец должен быть восстановлен, «делает это судебное постановление неопределенным и неисполнимым для ответчика». При этом, в чем еще может выражаться восстановление на службе, кроме как в предоставлении возможности выполнять прежние должностные обязанности, служители Фемиды не пояснили. Хотя, как представляется, рассуждения о неопределенности предписания «восстановить на службе» (именно так — без указания должности) должны бы подкрепляться обоснованием вариативности его законного исполнения или в ряде случаев ссылкой на наличие между ответчиком и истцом на момент незаконного увольнения нескольких трудовых отношений (скажем, истец работал и как внутренний совместитель). Но ни о чем таком в Определении ВС РФ не говорится.

Итоговое заключение ВС РФ для госслужащего оказалось неутешительным: в требовании о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула ему было отказано в связи с тем, что первоначальное решение суда о восстановлении на работе ввиду своей неисполнимости не может быть основанием для заявленных требований, а другие причины для удовлетворения иска отсутствуют.

Восстановить — значит восстановить

В соответствии с ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе. Решение об этом подлежит немедленному исполнению. Если работодатель промедлит с восстановлением незаконно уволенного работника, последнему за все время задержки должен быть выплачен средний заработок (ст. 396 ТК РФ).

Что значит восстановить на работе, ТК РФ не раскрывает, рассчитывая, видимо, на здравый смысл правоприменителя. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что требование о восстановлении на работе незаконно уволенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении взыскателя (ч. 1 ст. 106). По мнению КС РФ, результатом восстановления на работе является фактический допуск работника к исполнению обязанностей, которые выполнялись им до увольнения, последовавший после совершения представителем работодателя всех необходимых для этого действий (издание им приказа об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении и т.п.) (Определение КС РФ от 15.07.2008 N 421-О-О). В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 года можно встретить следующее утверждение: «Смысл процедуры восстановления на работе заключается именно в отмене правовых последствий увольнения путем отмены приказа об увольнении (а не путем издания приказа о восстановлении на работе после вынесения судом решения о восстановлении на работе)».

Читайте так же:  Протокол комиссии по списанию дебиторской задолженности

Действующее законодательство позволяет работодателю увольнять работника только при наличии законного основания и с соблюдением установленной процедуры. Если границы дозволенного работодатель игнорирует, то с точки зрения закона юридические последствия подобной активности выражаются лишь в возникновении у незаконно уволенного сотрудника права на соответствующие меры защиты и никоим образом не влияют на статус заключенного с этим работником трудового договора.

Таким образом, поскольку действующее законодательство и правоприменительная практика наделяют предписание «восстановить на работе» вполне конкретным смыслом, включение в него должности не является необходимым условием исполнимости этого требования. В конце концов достаточно, чтобы о ней помнил незаконно уволенный работник, а от работодателя требуется только лишить юридической силы все изданные им в связи с увольнением документы и допустить работника к выполнению своих трудовых обязанностей, оговоренных в продолжившем свое действие трудовом договоре.

Неуказание должности в итоговом заключении о восстановлении на работе может сделать его неопределенным, только если между работодателем и работником имеется не одно трудовое отношение (работник является и внутренним совместителем). Но и в этом случае искреннее непонимание работодателем предписания «восстановить на работе» возможно только тогда, когда трудовой конфликт возник в связи с незаконностью увольнения по нескольким имевшимся у работника должностям, что на практике встречается крайне редко.

Подлежит ли работник восстановлению на работе или нет — основной вопрос, который должен быть решен судом, когда трудовой спор касается незаконного увольнения и работник заявил соответствующее требование. Наличие в положительном решении суда о восстановлении на работе дополнительных выводов, в силу тех или иных причин невыполнимых, но не противоречащих основному выводу, не может влиять на исполнимость решения суда в целом. Иначе следовало бы согласиться с тем, например, что решение, содержащее требование о восстановлении Иванова И.И. на работе в должности юрисконсульта, по невнимательности судьи дополненное предписанием об отмене приказа о его увольнении, будет неисполнимым, если впоследствии выяснится, что такого приказа попросту не существует и отменять нечего.

Таким образом, если ответчику предписано восстановить истца на работе и к тому же заключить с ним трудовой договор, то для того, чтобы говорить о неисполнимости данной конструкции в целом, нужно доказать, что второе требование противоречит первому. ВС РФ это сделать даже и не пытался, ограничившись весьма сомнительным обоснованием невыполнимости требования о заключении служебного контракта. При этом, поскольку вывод о неисполнимости решения в целом ВС РФ сделал все-таки в связи с отсутствием в нем должности, на которую подлежит восстановлению госслужащий, тем самым он косвенно признал, что требование о заключении служебного контракта не противоречит предписанию о восстановлении на работе: укажи суд должность — и решение (по логике ВС РФ) оказалось бы исполнимым даже при наличии в резолютивной части «чужеродных элементов».

Итак, ВС РФ не доказал неисполнимость первоначального решения о восстановлении на службе. Поэтому его Определение по делу N 20-КГ12-5 заслуживает гораздо более суровой оценки, нежели то, которое он так нещадно раскритиковал: необоснованный вывод в акте правосудия куда опаснее нечетко сформулированного.

С тем, что в судебном решении основные выводы должны быть изложены максимально конкретно, вряд ли кто-нибудь возьмется спорить. К сожалению, российская правовая действительность такова, что постановлением суда с теми или иными текстуальными недостатками у нас мало кого можно удивить. Указание должности, которую следует вернуть незаконно уволенному работнику, безусловно, крайне желательно, но и без такой конкретики судебное постановление о восстановлении на работе в подавляющем большинстве случаев исполнимо, если работодатель не начинает вести себя недобросовестно, а соответствующие государственные органы не берутся ему в этом потакать.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/68887-gossluzhashhego-rabote-vosstanavlivali

Восстановление чиновника на работе после оправдания судом или снятия судимости за коррупцию

Автор: Яна Леликова

Преступления коррупционной направленности беспокоят общественность не меньше, чем вопросы социальной политики. Важно иметь хотя бы общее представление о том, что же происходит при рассмотрении таких дел в судах и как наказываются недобросовестные чиновники. Однако при возбуждении уголовных дел никто не застрахован от ошибок, случается, что и невиновные оказываются на скамье подсудимых. И те, кто не подвергается уголовному наказанию по разным основаниям, пытаются вернуться к привычной жизни, в том числе восстановиться на работе. Рассмотрим в этой статье на примерах, что происходит после уголовного преследования и возможно ли госслужащему, оказавшемуся в качестве обвиняемого, вернуться к службе в государственных органах.

Преступления в сфере коррупции не сводятся только лишь к даче и получению взятки: это и посредничество во взяточничестве, незаконное участие в предпринимательской деятельности, а при наличии определённых условий, в том числе умысла на получение выгоды, такие составы преступления, как злоупотребление должностными полномочиями, легализация (отмывание) денежных средств и даже мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения. Перечень коррупционных преступлений достаточно обширен. И при рассмотрении таких дел в суде, как к любому другому составу преступления, применим принцип презумпции невиновности. Безусловно, не всегда между понятиями «чиновник» и «коррупция» можно поставить знак равенства. И в случаях выявления невиновности и оправдания судом госслужащего можно восстановить на работе в должности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Основания для прекращения государственной гражданской службы предусмотрены ст. 39 названного Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе и указано такое основание, как осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

В свою очередь, уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено право на реабилитацию, в том числе и восстановление в трудовых правах по определённым основаниям.

Также стоит учитывать, что в случае вынесения оправдательного приговора государственный служащий имеет право, помимо восстановления в должности, также на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое он получал, пока был отстранён от должности.

При рассмотрении практики судов однозначно можно сказать, что дела о восстановлении в должности госслужащих с последующим восстановлением имеют место быть. Однако важным аспектом является наличие или отсутствие самого факта преступления. Формально снятой судимости недостаточно для того, чтобы появилось право на восстановление в должности.

Читайте так же:  Заявление об увольнении мастера

Так, например, Магаданским областным судом было вынесено апелляционное определение от 15 марта 2016 г. № 33-214/2016 по делу № 2-5590/2015 с отказом в восстановлении в должности. В основу решения был положен приговор Магаданского городского суда Магаданской области от 04 июня 2014 г., которым Ш. признана виновной в совершении такого преступления, как служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы ложных сведений из иной личной заинтересованности, повлёкшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства. Соответственно, было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно-распорядительными функциями в государственных органах на срок 1 год. На основании ч. 1 ст. 73 Уголовного кодекса РФ (далее ― УК РФ) назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 1 год.

Но Ш. попала под амнистию, и на основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» № 3500-6ГД от 18 декабря 2013 г. этим же приговором суда Ш. была освобождена от назначенного наказания.

В связи с совершённым преступлением с Ш. был прекращён служебный контракт. Впоследствии Ш. обратилась в суд за восстановлением в должности. При рассмотрении дела истец утверждала, что поскольку она освобождена от назначенного приговором суда наказания и в силу положений ч. 2 ст. 86 УК РФ считается несудимой, то не подлежит увольнению по вышеназванному основанию.

Суд, тем не менее, отклонил данные доводы и указал на такой важный момент, что увольнение связано именно со вступлением обвинительного приговора, то есть с фактическим установлением вины. Суд отметил, что «тот факт, что истец вследствие акта об амнистии была освобождена от наказания и считается не имеющей судимости (ч. 2 ст. 86 УК РФ), не свидетельствует о неправильности постановленного судом решения, поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлена вина Ш. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ ― служебный подлог, что, учитывая особый статус государственных гражданских служащих и предъявляемые к ним законодателем требования и ограничения, препятствует ей остаться на государственной гражданской службе и выполнять возложенные на нее функции представителя власти».

Аналогичные выводы были отражены и в апелляционном определении Нижегородского областного суда от 23.08.2016 № 33-10155/2016, с единственным отличием, что истец была освобождена от наказания за преступление, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат) вследствие истечения сроков давности уголовного преследования. И суд так же указал, что хоть формально истица и считается не имеющей судимости, но, учитывая особый статус государственных гражданских служащих и предъявляемые к ним законодателем требования и ограничения, препятствует ей остаться на государственной гражданской службе и выполнять возложенные на нее функции представителя власти, а увольнение вполне правомерно, так как, также как и в предыдущем примере, было основано на вынесенном обвинительном приговоре.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для суда при рассмотрении таких дел важен не формальный подход к назначению и освобождению от уголовного наказания, а фактическое установление вины, поскольку государственные служащие имеют определённый статус. В вынесенных решениях можно наблюдать некий моральный аспект, поскольку лицо, которое совершило преступление, особенно коррупционной направленности, не может находиться в статусе государственного служащего. Как минимум, сам факт совершения преступления несёт риск рецидива, а формальное снятие судимости не может гарантировать дальнейшего добросовестного отношения к государственной службе.

Тем не менее нередки вынесения оправдательных приговоров при рассмотрении уголовных дел. В этом случае госслужащий имеет право на реабилитацию. В силу ст. 133 Уголовного процессуального кодекса РФ (далее ― УПК РФ) право на реабилитацию включает в себя право на восстановление в трудовых, имущественных, жилищных и иных правах.

Примером из практики является решение по делу 2-1221/2015

М-1385/2015 от 16.12.2015, вынесенное Промышленным районным судом г. Владикавказ РСО — Алания.

В отношении Т. было возбуждено уголовное дело, и приговором Алагирского районного суда РСО — Алания Т. обвинялся в совершении служебного подлога. В итоге рассмотрения всевозможными инстанциями Т. был оправдан в связи с отсутствием в деяниях Т. изначально инкриминируемого ему состава преступления.

Затем Т. обратился в Ленинский районный суд г. Владикавказа с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РСО — Алания и Северо-Осетинской таможни, в котором просил восстановить Т. в должности, а именно главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста. Дело в суде закончилось мировым соглашением, поскольку Северо-Осетинская таможня признало право Т. на реабилитацию в соответствии со ст. 133-138 УПК РФ.

Т. восстановили в должности, однако сразу же был издан приказ о прекращении служебного контракта в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

В ходе рассмотрения уже Промышленный районный суд г. Владикавказа установил, что, поскольку таможня признала право Т. на реабилитацию, он должен был быть восстановлен в должности. И указал, что «по причине того, что Приказ Северо-Осетинской таможни противоречит Определению Ленинского районного суда и условиям заключённого между сторонами мирового соглашения, он подлежит признанию незаконным».

Помимо рассмотрения законности увольнения именно в связи с достижением предельного возраста, суд обратил особое внимание, что таким приказом об увольнении было нарушено право Т. на реабилитацию, предусмотренное ст. 133 УПК РФ. Суд принял решение восстановить Т. в должности.

Таким образом, в законодательных нормах, регулирующих рассматриваемую сферу, важно обратить внимание на такую формулировку, как «наказание, исключающее возможность замещения должности гражданской службы». Это фактически подчёркивает важность соответствия определённому образу госслужащего, то есть при рассмотрении дел о восстановлении чиновника используется неформальный подход. Когда речь идёт о коррупционных преступлениях, это особенно важно. Поскольку коррупция ― это та основная проблема в органах власти, с которой ведётся активная борьба.

Источник: http://www.top-personal.ru/issue.html?5269

Губин Александр

Юрист по гражданскому и трудовому праву и проверкам госорганов

Восстановление на работе госслужащего

Восстановление на работе госслужащего – есть ли какая-то специфика? Государственные служащие и муниципальные служащие сравнительно редко восстанавливаются на работе. Однако случаи такие бывают и в спорах о восстановлении на работе государственных служащих приходилось участововать, правда будучи помощником прокурора.

Служебная (трудовая) деятельность госслужащих регулируются в первую очередь Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В то же время частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Читайте так же:  Взять кредит на длительный срок

Данная статья говорит, что в первую очередь необходимо руководствоваться нормами законов, регулирующих гражданску или муниципальную службу, а во вторую – нормами Трудового кодекса РФ.

Тема восстановления на работе государственных служащих большая и по большей части неисследованная, поскольку государственные служащие сравнительно нечасто предъявляют иски о восстановлении на работе. Вопрос восстановления на работе служащих я раскрою кратко и обзорно.

Статья 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Часть оснований копируют основания прекращения трудового договора, предусмотреные Трудовым кодексом РФ, часть – являются специфическими для государственной службы. Например, к числу специфических относятся выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации, несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, нарушение запретов, связанных с гражданской службой.

Процедура и основания прекращения служебного контракта подробно урегулированы законодательством, поэтому при нарушении процедуры прекращения или отсутствии или недоказанности оснований прекращения будет иметь место незаконное увольнение. При обращении с иском в суд возможно восстановление госслужащего на работе. При массовых незаконных увольнениях возможно и восстановление на работе государственных служащих.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://gubinalexander.ru/vosstanovlenie-na-rabote-gossluzhashhego/

ТРУДОВОЙ КОНСУЛЬТАНТ

Восстановление на работе госслужащего

Процедуру восстановления государственного служащего на его прежнем рабочем месте по праву можно назвать достаточно специфичной и редкой. Существующая практика встречает подобные случаи не часто, однако они имеют место быть в определенных ситуациях.

Трудовая деятельность государственных служащих подлежит отдельному и обязательному регулированию действующим законодательством РФ. Но несмотря на некоторую отделенность, на данный вид деятельности распространяются и обычные положения действующего трудового кодекса, правда с некоторыми поправками и исключениями. На основании существующей практики можно сделать выводы о том, что в первую очередь здесь все же должны применяться нормы, относящиеся к гражданской службе, а во вторую – существующие предписания трудового кодекса РФ.

Вопросы о восстановлении государственных служащих на работе нередко содержат в себе определенные противоречия и не совсем понятные нюансы. Это неудивительно, ведь данные нормы используются весьма нечасто. Прежде всего, следует определиться с законными причинами, по которым тот или иной сотрудник действительно может быть восстановлен в прежней должности.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок осуществления трудовой деятельности государственного служащего, предусматривают определенные причины, по которым он может быть восстановлен в своей последней должности. В основном, сюда относятся различные виды нарушений, которые мог допустить работодатель во время осуществления увольнения государственного служащего. Сюда входит несоблюдение порядка процедуры увольнения, игнорирование важных обстоятельств, несвоевременное ознакомление служащего с фактом предстоящего увольнения и т.д.

Сама процедура полного прекращения официальных трудовых отношений с государственным служащим обладает точным порядком, разработанным государственными нормами. Именно поэтому в том случае, если факт какого-либо нарушения данных норм будет зафиксирован и подтвержден, произведенное ранее увольнение может быть признано недействительным. Незаконно уволенный государственный служащий имеет законное право на подачу соответствующего искового заявления в судебный орган. При этом решение суда будет основываться на доказательствах, которые были представлены заинтересованным лицом.

При этом восстановление ранее уволенного сотрудника должно быть осуществлено сразу же, как только решение суда вступит в свою законную силу. Дальнейшее продолжение трудовой деятельности должно полностью вернуться к первоначальным условиям. То есть сотрудник должен быть восстановлен именно в той должности, с которой ранее был уволен.

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!

Источник: http://xn—-8sbeh0ahhpccbdsxemcdk5p.xn--p1ai/article/gos-slugba/vosstanovleniye-na-rabote-gossluzhashego.html

Восстановление на работе госслужащего

Госслужащие, как группа трудящихся, выделяются на фоне остальных работников, так как их профессиональная деятельность связана с большим количеством как прав, так и обязанностей. Это касается и их увольнения. Данная процедура производится не только на основании положений Трудового кодекса РФ, но и ФЗ «О госслужбе».

В данном законе содержатся специальные нормы, распространяющиеся только на данную категорию работников и регулирующие процедуру расторжения трудовых отношений с ними. Однако, как и любые другие работники, они имеют право обжаловать решение о прекращении трудовых отношений в судебном порядке.

Если по итогам рассмотрения делаувольнение будет признано неправомерным или произведенным с нарушениями установленной процедуры, то гражданин восстанавливается на занимаемой ранее должности. Кроме того, на работодателя возлагается обязанность компенсировать работнику неполученную заработную плату за весь период вынужденного простоя.

Чтобы понять,имеются ли в конкретном случае основания для обжалования расторжения трудового соглашения, необходимо понимать специфику проведения процедуры увольнения госслужащих.

Основания для прекращения трудовых отношений

В соответствии с положениями действующего законодательства на госслужащих в равной степени, как и на другие категории работников, распространяются общие основания расторжения трудового соглашения по инициативе работодателя, закреплённые в ст.81 ТК РФ. Однако помимо них, госслужащие могут быть уволены по дополнительным основаниям, закрепленным в отраслевых нормативно-правовых актах.

Расторжение служебного контракта производится по причинам, закрепленным в ст.33 ФЗ №79-ФЗ «О госслужбе» от 27.07.2004г. и предполагает в качестве дополнительных оснований:

  • невыполнение возложенных на гражданина обязательств и ограничений, закрепленных указанным нормативно-правовым актом;
  • нарушение правил, установленных ст.17 данного ФЗ;
  • выход или утеря гражданства РФ.

Также прекращение трудовых отношений с госслужащим по инициативе нанимателя предусмотрено ст.37 ФЗ №79-ФЗ. Согласно положениям данной нормы, помимо общих оснований для увольнения, гражданин может быть освобожден со службы по причине:

  1. утраты доверия, в том числе при совершении им правонарушений, регулируемых ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. несоблюдения госслужащим установленных законодательством правил охраны проф. деятельности в случае, если указанные действия повлекли за собой или создали реальную опасность наступления тяжких последствий;
  3. принятия необоснованных решений лицом, занимающим руководящую должность, если данные действия привели к нецелевому использованию имущества госучреждения или его порче.

Согласно ч.4 ст.37 ФЗ №79-ФЗ в день прекращения трудовых отношений гражданин должен, помимо прочего, сдать служебное удостоверение, выданное ему при трудоустройстве. Указанный документ необходимо передать в отдел, занимающийся кадровыми вопросами.

Если руководство учреждения предполагает расторгнуть трудовое соглашение с сотрудником в связи с его несоответствием занимаемой должности, то для этого необходимо будет организовать специальную комиссию. После проведения проверки ею будет принято решение относительно данного вопроса.

При установлении факта несоответствия госслужащего установленным требованиям этот факт оформляется в виде письменного заключения специальной комиссии. Данный документ является основанием для принятия решения об освобождении гражданина с занимаемой им должности.

В связи с тем, что прекращение служебного контракта с данной категорией работников имеет свою специфику, законодательство дает ряд комментариев относительно толкования тех или иных норм, а также их практического применения.

Многие пункты указанных норм содержат в себе «оценочные» основания, то есть таковые, оценку которым дает руководитель, и он принимает решение о целесообразности избрания такой меры, как расторжение трудовых отношений с госслужащим. Поэтому у работника могут возникнуть сомнения относительно объективности принятого решения.

В данном случае стоит подробно изучить нормы действующего законодательства, а также разъяснения, касающиеся использования той или иной статьи. Если правомерность действий нанимателя вызывает сомнения, то уволенный гражданин может обратиться в суд для защиты своих интересов.

Читайте так же:  Алименты на 8 детей

Процедура восстановления на рабочем месте

Для признания увольнения незаконным заинтересованное лицо должно оформить исковое заявление и направить его в суд. При оформлении данного документа следует последовательно изложить свою точку зрения, указать нарушения, которые были допущены нанимателем при расторжении трудовых отношений. В тексте заявления необходимо ссылаться на нормы действующего законодательства.

Указание исковых требований производится после изложения обстоятельств, повлекших за собой подачу заявления в суд. Они должны быть оформлены четко и понятно. Если присутствуют финансовые претензии, то необходимо приложить расчет указанной суммы. При написании искового заявления необходимо избегать выражений, которые могут иметь неоднозначную трактовку.

Перед подачей заявления необходимо собрать и приложить к нему достаточную доказательную базу, подтверждающую изложенные в тексте обстоятельства и обоснованность требований.

Необходимо учитывать, что подача иска не освобождает гражданина от возложенных на него обязанностей. Если данный документ был направлен во время «отработки» предшествующей увольнению, то госслужащий должен продолжать выполнять возложенные на него обязанности. В противном случае он может быть обоснованно уволен по статье за прогулы. И это не будет считаться нарушением. Восстановление на рабочем месте в данном случае будет невозможно.

Помимо этого, необходимо учитывать срок исковой давности, который для такого рода дел составляет всего месяц. При этом заявление должно быть подано до истечения указанного срока, с момента прекращения трудовых отношений: после выдачи трудовой или издания приказа об увольнении. Так как в этих документах указывается дата их заполнения, то с определением указанного времени проблем не возникает.

При отсутствии у работника возможности предоставления необходимых доказательств, к примеру, уровня своей квалификации, он имеет право подать ходатайство в суд о проведении экспертизы или привлечении необходимых специалистов.

После принятия решения

Суд на основании предоставленной информации, доказательной базы, а также выслушав стороны, принимает решение по делу: удовлетворить исковые требования (частично или в полном объеме) или отказать в их удовлетворении. При этом любая из сторон имеет право обжаловать принятое решение в суде высшей инстанции. Согласно стт.107-109, 321 ГПК РФ, апелляция подается в течение 30 дней с момента принятия решения.

Если суд удовлетворил требования гражданина, то расторжение трудовых отношений признается неправомерным, а госслужащий восстанавливается в должности. Возобновление работы производится на следующий день после принятия судебного заключения, вне зависимости от того, будет обжаловаться оно или нет.

За все время, с момента увольнения и до восстановления в должности, работодатель обязан выплатить трудящемуся компенсацию в размере среднего заработка данного служащего, с учетом обязательных надбавок и доплат. Данные выплаты должны быть произведены за весь период вынужденного простоя в полном объеме.

Восстановление на работе возможно и в том случае, если госслужащий написал заявление «По собственному желанию», но впоследствии, до истечения установленного срока, решил его забрать, в чем ему было отказано.

В данном случае для принятия решения в пользу сотрудника ему необходимо предоставить в суд письменное заявление, переданное работодателю, с указанием такого намерения. При этом на втором экземпляре этого документа, который сохраняет у себя работник, должна стоять отметка о его вручении, с указанием получившего лица, даты и подписи. Если на предприятии ведется журнал учета входящей документации, то номер регистрации в нем.

В процессе рассмотрения дела суд учитывает все обстоятельства и предоставленные сторонами доказательства. Решение по каждому исковому делу принимается исходя из положений действующего законодательства. При этом необходимо учитывать, что специальные нормативно-правовые акты имеют преимущество перед общими.

Источник: http://vse-o-trude.ru/vosstanovlenie-na-rabote-gossluzhashhego/

Увольнение госслужащего

Государственный служащий осуществляет деятельность на основании не трудового договора, а служебного контракта, который может быть расторгнут по его инициативе, по решению работодателя или же по независящим от сторон обстоятельствам. Основания для расторжения договора определяются законодательством (ст. 33 №79-ФЗ).

Если увольнение с государственной службы происходит по желанию работника, то в этом случае он предупреждает работодателя за две недели до фактического ухода. В течение двухнедельной отработки он должен сдать все дела государственной службы и подготовить обходной лист.

В случае увольнения с гражданской службы по инициативе работодателя, работнику направляют за две недели до фактического расторжения договора уведомление, которое содержит указание на определенное основание для увольнения и ссылку на соответствующую статью законодательства о государственной службе РФ.

Особенностью увольнения госслужащего выступает тот факт, что помимо трудовой книжки ему на руки выдается памятка о соблюдении требований к служебному поведению, которая содержит сведения о сохранении государственной тайны, если работник имел доступ к ней на протяжении своей деятельности.

Правовая база

Основные аспекты процесса увольнения государственного служащего содержатся в шестой главе Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ). В частности, здесь прописаны:

  • Основания для расторжения контракта (ст. 33);
  • Особенности прекращения трудовых отношений по соглашению сторон (ст. 34);
  • Процесс расторжения срочного договора (ст. 35);
  • Порядок расторжения договора по желанию государственного служащего (ст.36);
  • Специфика увольнения гражданского служащего по решению нанимателя (ст. 37).

В указанном нормативно-правовом акте также содержатся сведения о том, как расторгается контракт при возникновении форс-мажорных обстоятельств или выходе госслужащего из гражданства РФ, а также особенности взаимодействия с профсоюзом по вопросам увольнения гражданского служащего.

Отдельная статья посвящена ситуации, при которой госслужащего увольняют из учреждения по причине утраты доверия в силу выявленных обстоятельств (ст. 59.2).

Общие же вопросы увольнения гражданских служащих описывает ТК РФ, в том числе обязательность двухнедельной отработки и выплат по факту расторжения трудового контракта (ст. 80, 81, 140).

При этом, в самом Трудовом кодексе содержится отсылка к №79-ФЗ, поскольку именно в этом нормативно-правовом документе содержатся детали увольнения работников, состоящих на государственной службе.

Основания

При увольнении госслужащего по собственному желанию ему потребуется представить в отдел кадров заявление, в котором необязательно указывать точную причину ухода с занимаемой должности, за исключением ситуаций выхода не пенсию и перевода на выборную должность. Образец заявления на увольнение с государственной гражданской службы можно взять в том учреждении, в котором работник несет службу, поскольку существуют некоторые отличия в зависимости от типа организации.

Дата, указанная им в заявлении (за две недели до фактического ухода), становится конечным числом его пребывания в государственном органе. Аналогичным образом происходит и увольнение с муниципальной службы по собственному желанию. При этом работодатель обязан оформить приказ об увольнении муниципального служащего по собственному желанию, на основании которого заполняется его трудовая книжка и передается на хранение личное дело.

Куда более сложно дело обстоит с расторжением контракта по решению нанимателя. В этом случае гражданский служащий может быть освобожден от выполнения его обязанностей по приведенным ниже причинам.

  1. Несоответствие занимаемой должности

Такое основание может применяться в двух ситуациях:

  • Во-первых, если уполномоченная медицинская комиссия вынесла заключение о неблагоприятном состоянии здоровья госслужащего, которое не позволяет ему продолжать трудовую деятельность в данной должности;
  • Во-вторых, итоги аттестации, которые выявили недостаточный уровень квалификации государственного служащего.

Более того, к этому пункту относится также утрата доверия к работнику, которая стала следствием нарушения им прописанных в нормативно-правовых актах ограничений, неисполнение возложенных обязанностей или возникновения конфликта интересов.

  1. Неоднократное невыполнение обязанностей

В любом государственном или муниципальном учреждении имеются должностные инструкции. Которые достаточно четко прорисовывают обязанности служащих. Это позволяет отследить – приводит ли фактическая деятельность работников к их выполнению.

Читайте так же:  Судебные приставы по выплате алиментов

Увольнение, как дисциплинарное взыскание, в этом случае может применяться, если у госслужащего уже имеются замечания и выговоры по факту невыполнения служебных обязанностей.

  1. Грубое однократное нарушение трудовой дисциплины

Наряду с теми обстоятельствами, которые признаются грубым нарушением трудовой дисциплины обычными работниками (прогулы, появление на работе в состоянии опьянения, разглашение тайны, хищение, нарушение техники безопасности), существуют и иные варианты совершения виновных действий государственными служащими, а именно:

  • Совершение проступков материально ответственными госслужащими, работающими с денежными и материальными ценностями;
  • Принятие необоснованного решения госслужащими, занимающими руководящие должности;
  • Представление нанимателю подложных документов в процессе найма на работу и получения классных чинов;
  • Отсутствие на служебном месте более 4-х месяцев по причине травмы или болезни.

Важно понимать, что в российском законодательстве существует два понятия: освобождение госслужащего от должности и его увольнение с государственной службы. При увольнении трудовой контракт расторгается и трудовые отношения прекращаются, а при освобождении от должности хотя договор и прекращает свое действие, госслужащего зачисляют в резерв (ст. 39 №79-ФЗ).

В каких случаях это возможно при освобождении от должности?

  1. Призыв госслужащего в армию;
  2. Его избрание на должность в профсоюзный орган;
  3. Форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, войны и др.).

Если государственного служащего освободили от должности и зачислили в резерв, но по истечении трех месяцев он не начал выполнять обязанности в рамках гражданской должности, то его исключают из кадрового резерва и увольняют.

Когда происходит увольнение госслужащего по инициативе работодателя, то должны быть учтены нюансы этого процесса, а именно:

  • Если госслужащий не соответствует занимаемой должности, то прежде чем расторгнуть контракт следует предложить ему альтернативное место работы в том же учреждении (ст. 37 №79-ФЗ);
  • Если состояние здоровья госслужащего настолько плачевно, что он не в состоянии выполнять какие-либо обязанности в рамках государственной службы, то считается, что его увольнение происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 №79-ФЗ);
  • Если работник отказывается занять предложенное ему альтернативное место, то он обязан представить работодателю письменный отказ (ст. 33 №79-ФЗ);
  • Если госслужащий нарушил технику безопасности и это повлекло за собой серьезные неблагоприятные последствия, то этот факт должен быть доказан актом о несчастном случае, экспертным заключением или иными документами (ст. 81 ТК РФ).

Госслужащий также может быть уволен с занимаемой должности в том случае, если он не удовлетворил требованиям, предъявляемым к конкретной должности, в течение испытательного срока. Последний может быть назначен на срок, не превышающий трех месяцев.

В отношении государственных служащих также действуют и стандартные основания для увольнения, которые применяются и в отношении иных категорий работников: смена собственника имущества компании, аморальный поступок, ликвидация учреждения, сокращение должностей гражданской службы (ст.81 ТК РФ).

Существует и весьма специфическое основание для расторжения контракта с сотрудником, состоящим на государственной и муниципальной службе – это прекращение гражданства России. Дело в том, что одним из ключевых требований к занятию вакантных должностей на государственной и муниципальной службе выступает наличие российского гражданства.

Выплаты

Как уже было определено выше, государственный служащий осуществляет свою деятельность на основании служебного контракта. В день его расторжения наниматель выдает на руки госслужащему трудовую книжку и иные бумаги (документы по государственной службе и пенсионному обеспечению). Выплаты госслужащему при увольнении по собственному желанию также предоставляются в день увольнения (ст. 36 №79-ФЗ).

По каким статьям должна рассчитаться с госслужащим бухгалтерия нанимателя?

Оплата труда государственного служащего рассматривается в качестве его денежного содержания, которое состоит из (ст. 50 №79-ФЗ):

  • Месячного оклада в соответствии с его классным чином;
  • Надбавки за выслугу лет;
  • Доплаты за особые условия гражданской службы;
  • Процентной надбавки за использование засекреченной информации (государственной тайны);
  • Премии за исполнение сложных и важных заданий.

При расчете оплаты труда госслужащих принимаются во внимание различные коэффициенты (за работы в пустынных и безводных местностях, в условиях Крайнего Севера, высокогорных районах и т.д.). За работу в особо отдаленных местностях полагается и дополнительная компенсация при увольнении муниципального служащего.

Расчет с госслужащим охватывает отпускные платежи за неиспользованный в текущем году отпуск, а также единовременную материальную помощь к отпуску. Материальная помощь предоставляется за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ст. 46 №79-ФЗ).

Если с момента трудоустройства работник отработал на госслужбе более 11 месяцев, то он имеет право рассчитывать на отпускные выплаты в полном объеме. Целиком получают отпускные и те госслужащие, которые проработали в должности от 5,5 до 11 месяцев и были уволены вследствие:

  • Ликвидации учреждения;
  • Ухода на военную службу;
  • Сокращения штата;
  • Перевода в другой орган;
  • Выявления его непригодности к дальнейшей деятельности.

Что касается материальной помощи, то она, как правило, составляет не более трех окладов государственного служащего. Если работник был уволен из госслужбы по инициативе нанимателя за грубые нарушения дисциплины и правил трудового распорядка, то материальная помощь ему не выплачивается.

Выходное пособие при увольнении государственного служащего выплачивается далеко не при любом расторжении служебного контракта. Оно имеет место в следующих случаях:

  • При ликвидации учреждения или сокращении штата размер выходного пособия равен одному среднемесячному заработку (ст. 178 ТК РФ);
  • При прекращении деятельности учреждения и уменьшении численности его персонала в районах Крайнего Севера (в эту категорию входят и приравненные к ним местности) выходное пособие выплачивается в сумме равной четырем среднемесячным окладам.
  1. Дополнительные компенсации

Существует несколько особых видов компенсаций, на которые в некоторых случаях также могут рассчитывать некоторые категории госслужащих:

  • Во-первых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада при увольнении госслужащего, отказавшегося от занятия иной должности, перевод на которую стал необходимым в связи с ухудшением состояния здоровья (необходимо заключение медицинской комиссии);
  • Во-вторых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада тем работникам государственной службы, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев в связи с болезнью;
  • В-третьих, содержание в размере двухнедельного заработка в случае призыва на военную службу, возвращение временно заменяемого сотрудника, отказом от перевода в иную местность, отказом от работы с изменением существенных условий служебного контракта.

Если работодатель затягивает с предоставлением работнику всех причитающихся ему выплат, то за каждый день просрочки он обязан будет предоставить ему компенсацию в виде процента от среднемесячного заработка (ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России).

Увольнение госслужащего – процесс, сопряженный со множеством бюрократических формальностей. При этом российское законодательство определяет достаточно детально порядок расторжения служебного контракта и предоставления работнику необходимых выплат.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vse-o-trude.ru/uvolnenie-gossluzhashhego/

Восстановление на работу госслужащего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here