Учет дебиторской задолженности бюджетный учет

Статья на тему: "Учет дебиторской задолженности бюджетный учет" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Учет дебиторской задолженности бюджетный учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному учреждению на лицевой счет поступает возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Данная задолженность учитывается на счете 206 в рамках субсидии на выполнение госзадания.
Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции? Какой код видов расходов бюджета необходимо указать при применении статьи 510 КОСГУ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по возврату контрагентом дебиторской задолженности прошлых лет по расходам в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается по статье 510 «Поступления на счета» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации по счетам аналитического учета счета 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули, в 15-17 разрядах номера счета бухгалтерского учета соответствующего аналитического счета счета 0 206 00 000 указывается код видов расходов бюджета, по забалансовому счету 17 в зависимости от порядка отражения данных операций, установленного учредителем, указывается код вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступления на счета бюджетов» или КВР, по которому ранее были проведены расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

6 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1192896/

Учет дебиторской задолженности бюджетный учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение в 2018 году получило сумму возврата по дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшуюся за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Задолженность по состоянию на 01.01.2018 числилась на счетах 4 206 00 и 4 303 02. Поступившие от дебиторов денежные средства учреждение отправило учредителю (администратору доходов бюджета) для перечисления их в бюджет. Средства зачислены в бюджет по коду 113 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства» КОСГУ.
Какими бухгалтерскими проводками отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет у бюджетного учреждения и учредителя (казенное учреждение — администратор доходов бюджета)? Какие проводки необходимо сделать у казенного учреждения — администратора доходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с действующим законодательством у бюджетных учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности (в том числе дебиторской задолженности прошлых лет), образовавшейся за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
В связи с этим нормативными актами не предусмотрены корреспонденции счетов для отражения таких операций — их следует согласовать и утвердить в установленном порядке в рамках учетной политики.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
— Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение задания;
— Энциклопедия решений. Учет возврата остатка средств субсидии на выполнение задания (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Применение аналитического кода 510 в данном случае основано на разъяснениях финансового ведомства (письмо Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1210594/

Учет дебиторской задолженности бюджетный учет

Дата публикации 19.11.2019

В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

Читайте так же:  Оплата за неотгуленный отпуск при увольнении

На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:

    • признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
    • приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
    • признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).

Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.

Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.

Дебиторская задолженность по налогам списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 120 Инструкции № 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учета учреждения и признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету 04 не принимается (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, в бюджетном учете списание дебиторской задолженности по налогам и сборам можно отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 1 401 10 173 Кредит КДБ 1 303 ХХ 731 – списана дебиторская задолженность (п. 120 Инструкции № 162н);

увеличение забалансового счета 04 (если списанная дебиторская задолженность не признана безнадежной к взысканию).

В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, списать задолженность по налогам, сборам с забалансового счета 04 можно по истечении срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Отказ налогового органа в зачете (возврате) суммы налога сам по себе не является основанием для признания задолженности безнадежной.

При списании дебиторской задолженности с учета могут оформляться:

    • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
    • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
    • письменное обоснование решения о списании задолженности;
    • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности;
    • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/19_11_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5_%EF%E5%F0%E5%EF%EB%E0%F2%FB_%ED%E0%EB%EE%E3%E8.htm

Учет дебиторской задолженности бюджетный учет

Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?

Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.

При ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, ликвидация организации прекращает обязательства должника. Следовательно, сумму задолженности можно считать безнадежной.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ.

Обычно для обоснованного списания дебиторской задолженности предпринимаются следующие шаги:

    • проводится инвентаризация расчетов;
    • выявляется дебиторская задолженность;
    • бухгалтерия готовит докладную записку на имя руководителя с предложением списать дебиторскую задолженность; в записке указывается контрагент, основание возникновения задолженности, дата возникновения задолженности, сумма задолженности, перечень мероприятий, которые были предприняты для взыскания задолженности, документы, подтверждающие принятие мер к взысканию задолженности;
    • на основании предоставленной докладной записки руководитель дает распоряжение о списании дебиторской задолженности; любое списание дебиторской задолженности следует считать ущербом учреждению, поэтому в соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ руководитель обязан произвести служебное расследование с целью определения размера ущерба и выявления виновного.

Известны случаи из практики, когда по результатам контрольно-ревизионной проверки бухгалтерам было предписано возместить ущерб от списанной дебиторской задолженности, потому что бухгалтеры не предпринимали никаких мер ко взысканию задолженности и не информировали руководителя о задолженности.

В вопросе не указано, на каком основании образовалась дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность может образоваться как при получении дохода, так и при осуществлении расходов. Не все возможные виды дебиторской задолженности описаны в Инструкции Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н. Обращаем ваше внимание, что в случае списания задолженности за счет расходов (согласно нормам Инструкции № 174н) такие расходы не подлежат включению в себестоимость, то есть недопустимо списание задолженности в дебет счетов 010900000.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/20.02.2015_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC%20%EB%E8%EA%E2%20%EA%EE%ED%F2%F0%E0%E3%E5%ED%F2%E0.htm

Учет дебиторской задолженности бюджетный учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Фонд социального страхования вернул дебиторскую задолженность за 2018 год по страховым взносам в ФСС подведомственному казенному учреждению. Подведомственное учреждение культуры перечислило полученную сумму в доход бюджета поселения. На 01.01.2019 в бюджетном учете казенного учреждения был остаток дебиторской задолженности на счете 303 02. В 2019 году от ФСС казенному учреждению поступает возврат данной задолженности на лицевой счет получателя бюджетных средств. Казенное учреждение перечисляет данный возврат администрации на лицевой счет администратора доходов.
Какими бухгалтерскими проводками нужно отразить данную операцию в бухгалтерии администрации и подведомственного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты между администрацией и подведомственным казенным учреждением по поступившей сумме возврата дебиторской задолженности 2018 года отражаются с применением счетов 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджеты» и 1 304 04 136 «Внутриведомственные расчеты» на основании Извещения (ф. 0504805).

Читайте так же:  Военная ипотека после 20 лет льготной выслуги

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет операций по возврату дебиторской задолженности казенному учреждению (органу власти, местного самоуправления).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1284821/

Тема: Дебиторская задолженность прошлых лет

Опции темы
Поиск по теме

Дебиторская задолженность прошлых лет

При составлении годового отчета столкнулся с проблемой отражения в форме 0503127 суммы перечисленной в доход бюджета поступившей в счет погашения дебиторской задолженности прошлого года. Дохода нет , расход +-=0, Результат 0( строка 450), а вот в разделе источников строка 500 = сумме возврата со знаком конечно минус, которая складывается соответственно из строки (дебетовый остаток по счету 210.02) В инструкции 128н написано что стр 450 и стр 500 должны быть равны с противоположным знаком. Кто знает подскажите пожалуйста в чем косяк.

quote]Дохода нет , расход +-=0, Результат 0( строка 450)[/quote]-Косяк наверное вот в этом. Доход- то есть. при перечислении в доход бюджета как дохода-то нет, вчитайтесь. В разделе доходы сумма отразится, значит упадет и в 450.

Если вы не являетесь администратором дохода бюджета то 21002 у вас не должен возникать и в 127 форме первый лист у вас будет чистым.
А если являетесь то от казначейства вы должны получать сведения не только о расходе при списании но и о доходе при зачислении доходов в бюджет и тогда вы отразили бы этот доход на первом листе 127 формы.

[/stextbox]

Вобщем нужна информация о вашем статусе администратора и проводки которые вы сделали.

Проводки должны быть следующими:

1.Получили возврат дебиторки прошлых лет:
Д-т 304.05 К-т 302.00
2.Перечислили в доход бюджета (при этом код указали тот, который вы администрируете, как правило это 000 11303010010000 130)
Д-т 205.10 К-т 304.05
3. Отражено поступление доходов в доход бюджета администратором дохода на основании выписки из л/сч администратора доходов (выписку Вам дает орган ФК)
Д-т 210.02 К-т 205.10
3. Начислили доход администратора (так как на балансе кредиторка не висела, расходы были отражены в прошлых отчетных периодах и списаны на счет 40103, то в этом году вы должны начислить доход администратора и списать его на 401.03)
Д-т 302.00 К-т 401.01.130

В результате в балансе сальдо на конец года висит по д-ты 210.02 и к-ту 401.01.130. Оба эти счета закрываются на финансовый результат.

Отражаем в 127 ф.
В 1 разделе по коду доходов 000 11303010010000 130 отражаете сумму дохода.
В 3 разделе по строке 811 отражаете кредитовое сальдо по счету 210.02 со знаком минус.
В результате все идет.
Вариант стопроцентный, доход вы должны отразить, так как в прошлых годах вы отразили расход и теперь вам эти расходы надо сторнировать, а сторнировать их можно только путем начисления доходов и дальнейшего списания на 401.03.

Учреждение наше не является администратором доходов, мы получатели бюд.ср-в. Проводки сделали следующие: на начало года числилась деб. задолженность по ЕСН сч 30302; налоговая вернула переплату , зачислено на л/счет 30405 30302, перечислили в местный бюджет на счет администратора доходов 21002 30405, Вот и все! 21002 закрывается с 40103, к счету 21002 применили код КИФ

А. так у вас дебиторка на начало года по балансу висела. Тогда вы все правильно сделали по проводкам.
В данном случае со 127 тоже нет проблем. В разделе 1 отражаете сальдо по счету 210.02 в графе 5, а в 3 разделе то-же сальдо только со знаком минус, все закрывается.
Вот только в данном случае к счету 210.02 привязывается классификация доходов по которой вы эту сумму перечислили в доход бюджета и КОСГУ будет всеравно 130. Вы ведь ЗКР делали не с классификацией КИФ, а с классификацией доходов, вот ее вы и должны отражать в разделе1.

К вопросу об администрировании, любое бюджетное учреждение является администратором дохода при перечислении дебиторски прошлых лет в доход бюджета, а также в случае перечисления в доход бюджета сумм, восстановленных работниками за выданные бланки трудовых книжек и вкладышей в них (все по ранее указанному мною коду). Если только вышестоящая не решила сама администрировать эти суммы, вот только как вы 127 сведете при таком раскладе, тут 30404 надо использовать, иначе никогда 127 не сделаете.

Источник: http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=318693

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

магистрант II курса факультета экономики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

ISSUES OF ACCOUNTING RECEIVABLES IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Olga Mazunina

Master student of the 2 nd course of the faculty of Economics, St. Petersburg State University of Economics

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Russia, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья посвящена изучению проблем учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях. В ходе изложения статьи рассматривается понятие дебиторской задолженности, ее классификация, а также особенности учета в бюджетном учреждении.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the problems of accounts receivable in budgetary institutions. During the description of the article the concept of accounts receivable, its classification, as well as the peculiarities of accounting in a budgetary institution, are considered.

Читайте так же:  Имеют ли право арестовывать алименты судебные приставы

Ключевые слова: дебиторская задолженность, учет, контроль, бюджетное учреждение.

Keywords: accounts receivable, accounting, control, budgetary institution.

В настоящее время к точности и достоверности бухгалтерской отчетности, в которую включается и дебиторская задолженность, относятся требовательно, контролируют, отслеживают сроки ее пога­шения и списывают безнадежную задолженность.

Понятие дебиторской задолженности занимает исключительно важное место в определении финансового состояния организации, а также в оценке правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Дебиторская задолженность (от лат. слова debitum – долг, обязанность) – это совокупность долгов, которые принадлежат организа­ции, от физических и юридических лиц в итоге финансово-хозяйственных взаимоотношений.

Дебиторская задолженность может рассматриваться в нескольких значениях:

  • как средство для погашения кредиторской задолженности;
  • как часть продукции, которая продана покупателям, но ещё не оплачена;
  • как элемент оборотных активов, которые финансируются за счёт собственных или заёмных средств.

Кроме того, дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям:

  • по срокам поступления ожидаемых платежей: долгосрочная и текущая;
  • по статьям бухгалтерского учета: задолженность покупателей и подрядчиков, задолженность на налогам и сборам, задолженность по оплате труда, авансы выданные, задолженность по социальному обеспе­чению, задолженность подотчетных лиц, задолженность персонала по прочим операциям, задолженность учредителей и участников, прочая дебиторская задолженность;
  • по причинам образования: оправданная и неоправданная.

Особенности учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях связаны с четкой регламентации учета задолженности по конкретным видам операций, что выражается в применении бюджетной классификации расходов.

Выделяют следующие расчеты:

  • с дебиторами по доходам, которые осуществляются на счете 020500000;
  • по выданным авансам – счет 020600000;
  • для учета задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам – счета: 020701000, 020702000, 020703000, 020704000, 020705000;
  • с подотчетными лицами – счет 0 208 00 000;
  • по ущербу имуществу – 0 209 00 000;
  • по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам – 0 210 01 000.

Нельзя не отметить, что дебиторская задолженность требует к себе особого внимания в плане осмотрительности: показатель дебиторской задолженности в бухгалтерском учёте и отчётности должен соответ­ствовать действительности. Именно поэтому дебиторскую задолженность также классифицируют в зависимости от вероятности её погашения.

«Реальность» дебиторской задолженности должна проверяться отдельно по каждому долгу организации по таким показателям как время и вероятность её погашения. Именно по этим критериям дебиторскую задолженность принято разделять на нормальную и просроченную.

Нормальной считается та задолженность, по которой срок оплаты ещё не наступил, но право собственности на ТРУ уже перешло к покупателю.

Задолженность за ТРУ, срок оплаты по которым уже истёк, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность, которая в свою очередь разделяется на сомнительную и безнадёжную.

Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность учреждения, не погашенная в определенные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Величина резерва опре­деляется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Согласно ст. 266 НК РФ просроченную задолженность можно включать в резерв в зависимости от срока ее возникновения следующим образом [3]:

  • свыше 90 дней – полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно) – 50 % от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

С 2015 г. в связи с изменениями Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция 157н) бюджетные учреждения могут создавать резерв по сомнительным долгам по желанию. При поступлении от покупателя суммы ранее списанной задолженности сумма задолжен­ности списывается с забалансового учета и отражается в составе прочих доходов организации [5].

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ: «Безнадежным долгом (долгом, нереальным к взысканию) признаётся тот долг перед налого­плательщиком, по которому истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым согласно гражданскому законодательству обязательство прекращено ввиду невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации предприятия» [3].

В части определения безнадежной дебиторской задолженности ссылаются на нормы ГК РФ, так согласно ст. 196 которого общий срок исковой давности устанавливается в три года и начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Для выявления остатков просроченной, безнадежной задолжен­ности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности учреждение не реже одного раза в год должна проводить инвентари­зацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами.

В п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, регламентируется общий порядок проведения инвентаризации, согласно которому инвентаризационная комиссия устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской и других видов задолженности. Результат инвентаризации оформляется актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Таким образом, в ходе проведения инвентаризации устанавливаются и суммы дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Однако Инструкция 157н не устанавливает порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности и других нереальных долгов для взыскания (погашения), что вызывает некоторые трудности при ведении бухгалтерского учета бюджетными учрежде­ниями. Поэтому списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, согласно ст. 158 БК РФ осуществляется в порядке, уста­новленном главным распорядителем бюджетных средств (далее – ГРБС), который в рамках своих полномочий вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового конт­роля. Проведение данной процедуры определяется и согласовывается с ГРБС по следующим направлениям: определение критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, т. е. нереальной к взысканию и согласование перечня документов, на основании которых задолженность подлежит списанию [4].

Такие образом, дебиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации и письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Однако следует отметить, что в соответствии с Приказом ФНС России от 13.02.2014 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме» бюджетное учреждение даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета должны ее отражать в отчетности, а именно на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников согласно п. 339 Инструкции № 157н.

На счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» долг будет учитываться с того момента, когда комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов примет решение списать задолженность с баланса. Сейчас списанная с баланса задолженность учитывается на счете 04 с момента, когда она признана нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета (приказ Минфина России от 01.03.2016 № 16н).

Читайте так же:  Ребенку 2 подать на алименты

Списать задолженность с забалансового счета 04 можно будет по решению о признании ее безнадежной к взысканию. Комиссия учреждения принимает это решение при наличии документов, подтверждающих смерть или ликвидацию дебитора. Списать долг можно и в иных, предусмотренных законодательством случаях, в том числе, когда прошел срок возможного возобновления процедуры взыскания задолженности. Если нет оснований возобновить такую процедуру, то задолженность к забалансовому учету не принимается.

Кроме того, в соответствии с положениям ст. 242 БК РФ в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.

Соответственно, у бюджетного учреждения возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств.

Таким образом, любое учреждение должно следить за дебиторской задолженностью, контролировать сроки её погашения, своевременно списывать безнадежную задолженность. Что касается бюджетной организации, то здесь может возникать ряд сложностей. Во-первых, учет дебиторской задолженности связан с четкой регламентацией учета задолженности по конкретным видам операций. Во-вторых, ежегодно специальная комиссия бюджетного учреждения должна проводить инвентаризацию расчетов для выявления остатков задолженности и устанавливать правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности. Кроме этого, при выявлении задолженности с истекшим сроком исковой давности и других нереальных долгов для погашения возникает сложность списания, так как четко не установлен порядок данной процедуры. Также следует отметить, что бюджетное учреждение даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета должны ее отражать в отчетности

Cписок литературы:


Источник: http://sibac.info/conf/economy/xi/112194

Восстановление дебиторской задолженности прошлых лет

Восстановление дебиторской задолженности прошлых лет проводится по специальному алгоритму с применением балансовых и забалансовых счетов. Когда требуется такое восстановление и какие проводки применяются — узнайте из нашего материала.

Когда требуется возврат списанной дебиторской задолженности на балансовые счета

Ситуация, когда дебиторскую задолженность необходимо восстанавливать, случается не так часто. Рассмотрим примеры таких случаев.

Пример 1

Долг ООО «Торгснаб» был списан в 2015 году как безнадежный. Однако в ноябре 2016 года контрагент признал всю сумму задолженности и подтвердил свою готовность ее погасить до конца года. Долг ООО «Торгснаб» числился на забалансовом счете 007, поскольку законодательно установленный 5-летний срок еще не истек.

Чтобы восстановить правомерно списанный долг, потребуется сделать несколько проводок и оформить один документ — об этом расскажем в следующем разделе.

Пример 2

В результате инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в ООО «Ритм» перед составлением годового баланса, была выявлена задолженность контрагента ПАО «Синий берег» с истекшим сроком исковой давности.

Поскольку под данную задолженность ранее был сформирован резерв, за счет него было произведено списание дебиторки с переносом ее суммы за баланс.

С процедурой списания дебиторской задолженности вас познакомят размещенные на нашем сайте материалы:

Через несколько месяцев налоговики при проверке выявили необоснованное списание указанной задолженности — выяснилось, что срок исковой давности прерывался, и этот факт не был учтен при определении крайней даты при списании долга.

Помимо того что ООО «Ритм» занизило свои налоговые обязательства, отразив без оснований в расходах сумму дебиторки, в учете потребуется произвести «восстановительные» корректировки (подробности об этом в следующем разделе).

Процедура восстановления дебиторской задолженности

Восстановить дебиторскую задолженность необходимо в обоих случаях (примеры 1 и 2), при этом необходимо оформить бухгалтерскую справку для описания ситуации и указания «восстановительных» проводок.

Набор проводок для примера 1 указан в таблице:

Дебет

Кредит

Содержание операции

В периоде подтверждения задолженности дебитором (ноябрь 2016 года)

Списанная дебиторская задолженность признана ООО «Торгснаб»

Восстановлен признанный долг

В периоде погашения задолженности (декабрь 2016 года)

Погашена дебиторская задолженность ООО «Торгснаб»

Алгоритм действий для примера 2:

  • отразить сумму неправомерно списанной дебиторской задолженности в учете, одновременно признав в бухучете прочий доход (в налоговом учете — внереализационный доход) в аналогичной сумме (Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 91.1 «Прочие доходы»);
  • отразить на забалансовом счете факт восстановления дебиторки (Кт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»).

Схемы «восстановительных» проводок для примеров 1 и 2 идентичны, несмотря на разные причины для восстановления списанной задолженности на балансовых счетах — обоснованное списание (пример 1) и ошибочное (пример 2).

С порядком признания внереализационных доходов для целей налогового учета вас познакомит материал «Как учитывать внереализационные доходы при расчете налога на прибыль?».

Итоги

Восстановить ранее списанную дебиторскую задолженность может потребоваться в случаях ее неправомерного списания или иных учетных ошибках. Сопровождается этот процесс признанием прочего дохода в бухучете и внереализационного дохода в налоговом учете.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/vosstanovlenie_debitorskoj_zadolzhennosti_proshlyh_let/

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1. Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)
2. Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)
В первую очередь разберем основные понятия. Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор — юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность — это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, гражданско-правового договора с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность — задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Читайте так же:  Иск на развод и алименты образец

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1. Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор. Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к. на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выставлен счет на оплату услуг по договору (возникла дебиторская задолженность перед учреждением) 2 205 20 000 2 401 10 120 35 000 Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора 2 401 10 173 2 205 20 000 35 000 Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету 04 35 000

Пример 2. Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб. Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности. По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на поставку музыкальных инструментов по договору (у поставщика возникла дебиторская задолженность перед учреждением)
(500 000 руб. x 30%) 2 206 31 560 2 201 11 610 150 000 Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора 2 401 20 273 2 206 31 660 150 000 Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету 04 150 000

Пример 3. В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма причиненного ущерба 1 209 74 560 1 401 10 172 70 000
Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность после приостановления уголовного дела 1 401 10 173 1 209 74 660 70 000
Дебиторская задолженность принята к забалансовому учету 04
Восстановлена в балансовом учете дебиторская задолженность после возобновления следствия по делу и установления виновных лиц 1 209 74 560 1 401 10 173 70 000
Дебиторская задолженность списана с забалансового учета 04 70 000

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://school.kontur.ru/publications/1560

Учет дебиторской задолженности бюджетный учет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here