Трудовые споры нормативные акты

Статья на тему: "Трудовые споры нормативные акты" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Статья 398 ТК РФ. Основные понятия

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Комментарии к ст. 398 ТК РФ

1. В комментируемой статье раскрываются основные понятия, которые необходимы для регулирования и конкретизации правоотношений, возникающих в ходе разрешения коллективных трудовых споров.

Конституция РФ признает право на забастовку и на коллективные трудовые споры (ст. 37), которое может быть реализовано с использованием установленных ТК способов их разрешения.

2. Баланс интересов работников, работодателей и государства достигается на основе социального партнерства при разрешении коллективных трудовых споров, возникновение которых обусловлено противоположностью интересов работников и работодателей.

3. В комментируемой статье четко определено отличие коллективных споров от индивидуальных трудовых споров, которые возникают между работником, субъектом трудового правоотношения и работодателем по вопросам применения законодательства (см. ст. 381 ТК).

4. Коллективные трудовые споры возникают, как правило, в процессе осуществления коллективно-договорного регулирования или в связи с выполнением коллективного договора, соглашения или нарушением законодательства о труде. Эти споры направлены на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и осуществлением норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования. Споры по применению законов и нормативных правовых актов (за исключением соглашений, коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации (например, невыплата заработной платы работникам организации в соответствии с действующим законодательством о труде), не являются предметом коллективного спора, это отдельные индивидуальные трудовые споры, которые по искам каждого работника разрешаются КТС или судом в порядке искового производства.

Если наряду с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате выдвигаются требования об установлении новой системы оплаты за труд или вознаграждения за выслугу лет, доплат за выполнение трудовой функции в особых условиях труда, возникшие разногласия разрешаются в порядке, определенном для коллективных трудовых споров.

5. Коллективный трудовой спор характеризуется 2 признаками:

1) коллективным характером, который проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными интересами, а второй стороной — работодатель или работодатели определенной отрасли, региона, территории и т.п.;

2) особым предметом разногласий, возникающих между сторонами коллективного трудового спора.

6. Стороны в коллективных трудовых спорах осуществляют свои полномочия через представителей. Представители работников — органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

Представители работодателей — руководители организации или другие лица, уполномоченные на представительство в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, либо полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы.

7. За пределами организаций на более высоких уровнях сторонами коллективного трудового спора выступают объединения работодателей, а от имени работников — соответствующие органы профсоюзов, их объединений. Если возникает коллективный трудовой спор при заключении отраслевого (тарифного) соглашения, то сторонами спора выступают соответствующие отраслевые профсоюзы и объединения работодателей отрасли.

Интересы коллективов работников организаций и их подразделений, отрасли, профессий и др. представляют профсоюзы, объединения профсоюзов, иные уполномоченные работниками представительные органы.

Интересы работодателей в коллективных трудовых спорах могут представлять уполномоченные ими лица, объединения работодателей.

При наличии в организации профсоюза (профсоюзов) работники, не являющиеся его (их) членами, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации на представление своих интересов в вопросах разрешения коллективных трудовых споров.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее 1/2 работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (см. комментарий к ст. ст. 29 — 31, 33, 34 ТК).

Состав участников конкретного коллективного трудового спора зависит от вопросов, которые будут предметом спора, и от уровня, на котором этот вопрос возникает (от отдельной организации до отрасли, территории, региона). Это могут быть вопросы, связанные с заработной платой, применением ТК, иные вопросы, которые возникают как на уровне организации в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах, так и за пределами организации — на уровне соглашений. До рассмотрения требований необходимо определить, входит ли регулирование определенных вопросов в компетенцию соответствующего работодателя или представителей работодателя. Предметом коллективного спора могут быть вопросы, выходящие за пределы предмета трудового права, хотя и косвенно связанные с трудом работников, поэтому они могут быть предметом коллективного трудового спора.

Иногда коллективные трудовые споры возникают в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

8. Днем начала коллективного трудового спора является дата составления протокола разногласий в ходе проведения коллективных переговоров. Это может быть день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении требований работников (всех либо какой-то части) или истечения определенного срока (3 рабочих дня) с момента предъявления требований работников; день составления протокола разногласий в период коллективных переговоров или день начала забастовки, хотя в процессе ее проведения не могут быть прекращены примирительные процедуры.

Читайте так же:  Алименты на 4 детей

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-61/Statya-398/

Статья 385 ТК РФ. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Комментарии к ст. 385 ТК РФ

1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).

Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.

Рассмотрение трудового спора в КТС — самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.

2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.

4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней.

См. также ч. 1 ст. 116 ТК.

5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.

6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.

Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).

На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.

См. также ст. 236 ТК.

7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.

Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.

Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 — 74 ТК).

Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.

Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.

Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.

Читайте так же:  Денежное обязательство это обязанность

Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.

Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.

КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.

Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.

8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.

Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда также не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возникает из трудового правоотношения. Однако установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права в этом случае обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

9. Комиссия должна самостоятельно выработать процедуру разбирательства спора в той части, в которой она не определена ТК.

Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать экспертов, а также членов трудового коллектива.

Заседание КТС можно проводить, если присутствуют 1/2 ее членов с каждой стороны. Главное, чтобы в заседании участвовало равное число представителей сторон.

Если работник или его представитель не является на заседание КТС по решению ее членов, то рассмотрение дела откладывается, а комиссия устанавливает причину его отсутствия. При повторном отсутствии работника, если установлено, что он был своевременно извещен о дне рассмотрения спора и нет уважительных причин его неявки, КТС имеет право отменить рассмотрение заявления.

Отмена рассмотрения не лишает работника права обратиться в КТС повторно, если не пропущен 3-месячный срок.

Отсутствие работодателя на заседании КТС, если он своевременно извещен о дне рассмотрения спора, не влияет на разрешение трудового спора по существу.

При разрешении трудового спора КТС не связана заранее своими предыдущими решениями по подобным спорам. Разрешение трудового спора регулируется ТК и другими актами.

Все заявления работника в КТС должны быть зарегистрированы в журнале. Эту работу может делать член КТС, которому комиссия ее поручила, или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС.

В начале заседания КТС выясняет у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из ее членов. Если отвод заявлен, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.

Статья 387 ТК раскрывает основные положения о процессе рассмотрения трудового спора в КТС, а также сроки его рассмотрения в КТС — 10 календарных дней со дня подачи заявления. Это процессуальный срок, который комиссия обязана соблюдать.

Явка представителя работодателя и подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание КТС, то комиссия может принять решение о снятии трудового спора с рассмотрения, что не лишает работника права подать второй раз заявление по данному спору, если не пропущен 3-месячный срок. Если отсутствует представитель работодателя, то заседание КТС из-за этого не откладывается.

Заседание КТС проводится в нерабочее время, удобное для сторон спора, о чем они извещаются заранее.

Порядок рассмотрения трудового спора в КТС подробно отражается секретарем в протоколе заседания, а при его отсутствии — заместителем председателя, ведущим заседание. Протокол КТС подписывается и заверяется печатью комиссии.

По окончании рассмотрения спора секретарь комиссии должен огласить протокол членам комиссии и учесть их замечания. Протокол заседания КТС вручается работодателю и работнику по их требованию; копия протокола вывешивается на видном всем работникам месте.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-60/Statya-385/

Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров

Нормативную основу разрешения трудовых споров составляет Конституция Российской Федерации и Федеральные Законы.

Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.). //Российская газета

В Конституции признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37). 4

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл.60 (ст.381-397) ТК. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по состоянию на 20 сентября 2008 года)

Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл.61 (ст.398-418) Кодекса Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по состоянию на 20 сентября 2008 года) и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001г.), постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. № 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»

Читайте так же:  Усыновил ребенка подали на алименты

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Они не являются источниками права, но дают судам руководящие разъяснения по единообразному применению норм трудового законодательства. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы в трудовом законодательстве. Например, постановление от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», постановление от 1 марта 1983 № 1 «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации», о внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а так же обобщенная судебная практика по трудовым спорам. Например, «Обзор судебной практики по трудовым и социальным делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005 год» Бюллетень Верховного Суда № 12 от 27.12.2006.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет соответствующие нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права и уголовного права. Статьи 5.27-5.34 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях (с изм. и доп. по состоянию на 20 сентября 2008 года), статьи 143, 145 УК РФ устанавливают ответственность за нарушение в сфере трудовых отношений. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (с изм. и доп. по состоянию на 15 ноября 2008 года)

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по состоянию на 20 сентября 2008 года) По решению общего собрания КТС могут быть образованы в отдельных подразделениях организации. Эти КТС избираются трудовыми коллективами структурных подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.

В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров: КТС — органом трудового коллектива; судебное; вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.) и федеральной инспекцией труда.

Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде (если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС). Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно в суде, либо в вышестоящем органе.

Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т. е. они окончательны (если не обжалованы).

Согласно Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001г.) и гл. 61 ТК Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по состоянию на 20 сентября 2008 года) органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.

Порядок рассмотрения трудовых споров в Российской Федерации носит достаточно прогрессивный характер. Свидетельством этого является участие профсоюза в интересах работника в урегулировании индивидуального трудового спора, рассмотрение спора КТС, избираемой общим собранием работников организации, гарантированная работнику возможность обращения в суд за защитой своего права и др. При урегулировании коллективных трудовых споров в примирительных процедурах участвуют представители работников, избираемые в организации, либо представители профсоюза.

Однако досудебное разрешение индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации является недостаточно эффективным и используется далеко не в полной мере. Однако такая ситуация, тем не менее, создает благоприятные предпосылки для внедрения в российскую практику с учетом европейского опыта других способов досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров, таких, как примирение, посредничество и Трудовой арбитраж.

Как отмечалось выше, в настоящее время полномочия Трудового арбитража ограничены лишь рассмотрением коллективных трудовых споров (ст. 404 ТК РФ). Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по состоянию на 20 сентября 2008 года) Однако такое ограничение компетенции Трудового арбитража представляется вряд ли оправданным.

В результате определенной стабилизации экономики и ослабления в связи с этим социальной напряженности в обществе наблюдается резкое и устойчивое снижение количества коллективных трудовых споров в Российской Федерации. Между тем количество индивидуальных трудовых споров продолжают оставаться значительным. Шмелева Н.С. Практика разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации и перспективы ее развития. — М.: «Права человека», 2004. — 196 с.

Согласно статистике Верховного суда Российской Федерации, удельный вес трудовых дел от всех гражданских дел, поступивших в суды общей юрисдикции, в 2000 году составлял 11,4%, в 2001 — 11%, в 2002 — 12,7%, в 2003 — 12,6%. 15 Для того чтобы разгрузить суды общей юрисдикции, необходимо создать эффективную систему внесудебных органов по разрешению индивидуальных трудовых споров. Но как показало изучение практики КТС, этот орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров со своей задачей не справляется. Принципы ее деятельности нуждаются в реформировании.

Основываясь на опыте эффективного внесудебного урегулирования трудовых конфликтов в странах Западной Европы, где Трудовой арбитраж рассматривает и индивидуальные трудовые споры (Служба консультации, примирения и арбитража (АКАС) в Великобритании, Институт «Фонд труда» в Испании и др.), можно сделать вывод о неизбежности распространения компетенции Трудового арбитража в России на индивидуальные трудовые споры. Об этом свидетельствуют как приведенные выше статистические данные по количеству коллективных и индивидуальных споров в их динамике, так и преимущества Трудового арбитража перед КТС.

Читайте так же:  Удержания из заработной платы документы

Источник: http://studwood.ru/851039/pravo/normativnye_akty_organy_rassmotreniyu_trudovyh_sporov

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 383 ТК РФ

1. В комментируемой статье определен перечень источников права, которые регулируют порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. К ним относятся, как правило, федеральные законы, а не подзаконные акты и соглашения о труде (например, коллективный договор и другие соглашения, которые не могут изменить порядок разрешения индивидуальных трудовых споров или дополнить процедуру рассмотрения споров, определенную ст. ст. 381 — 397 ТК).

2. Порядок разрешения трудовых споров в КТС определен ст. ст. 384 — 389 ТК (см. комментарий к статьям 384 — 389) и иными федеральными законами.

3. Процедура разрешения трудовых дел в судах раскрыта в ст. ст. 390 — 394 ТК, а также в ГПК, т.е. законодательстве, которое четко определяет подведомственность трудовых дел суду, состав субъектов, участвующих в деле, производство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок исполнительного производства и др.

4. Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются КТС, судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных в законодательстве о труде и об охране труда и в ГПК. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров предусмотрен, например, в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в споре о причинении вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников — субъектов трудовых правоотношений (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

5. Подведомственность трудовых споров — это институт гражданско-процессуального и трудового права, поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от содержания трудового спора и его субъектов, а также от вида правоотношения, при реализации которого возник трудовой спор.

Определение подведомственности конкретного трудового спора имеет практическое значение потому, что решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не обладает юридической силой и не может быть исполнено в принудительном порядке специальными органами (КТС и судом).

Определить подведомственность трудового спора — значит установить юрисдикционный орган, который управомочен разрешить конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон трудового правоотношения.

6. Статья 383 ТК закрепляет правило, согласно которому на первом этапе трудовой спор должен разрешиться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены путем таких переговоров сторон спора или с участием представителей выборного профоргана, субъекты трудового правоотношения могут обратиться в КТС или суд за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудового права. С момента обращения за разрешением спора возникает индивидуальный трудовой спор, который является юридическим фактом для возникновения гражданско-процессуального правоотношения по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, например при увольнении работника, иногда существует наряду с ним, например при компенсации морального вреда.

Особенности в определении подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих, на них распространяется действие законодательства о труде и об охране труда, за исключениями, установленными положениями о федеральной государственной службе, но их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены на основании Конституции РФ непосредственно в суде.

7. При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) при меняют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданского процессуального законодательства (ГПК), а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Установленный ст. 383 ТК порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работников возможности обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

8. Помимо нормативных актов, перечисленных в ст. 383 ТК, органы по рассмотрению трудовых споров руководствуются и другими нормативными правовыми актами, в которых есть нормы, посвященные восстановлению нарушенного трудового права. Так, трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья на работе, рассматриваются с учетом Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Некоторые нормы о порядке разрешения трудовых споров работодателей с органами надзора и контроля за законодательством о труде и об охране труда содержатся в положениях о соответствующих государственных органах, осуществляющих этот надзор, например о Ростехнадзоре.

9. Порядок разрешения трудовых споров в суде устанавливается ТК (ст. ст. 390 — 397), ГПК и иными нормативными актами, предусматривающими альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров. В последнем случае сам работник решает, в какой орган ему обратиться за разрешением трудового спора — в вышестоящий орган или в суд, при этом трудовой спор не рассматривается в КТС.

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-60/Statya-383/

Нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения трудовых споров

Классификация трудовых споров

Классификация трудовых споров. Нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения трудовых споров

Трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником (ами). В зависимости от количества лиц, которые принимают участие в споре, различают индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Читайте так же:  Дебиторская задолженность таблица

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Законодательство о трудовых спорах представлено главным образом следующими нормативными актами.

1. Конституция Российской Федерации. Конституция определяет принципы, на основе которых должны разрешаться социальные конфликты, в том числе и трудовые споры.

2. Трудовой кодекс РФ. Главы 60 и 61 ТК РФ регламентируют порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

3. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Закон фактически действует в той части, в которой проблема коллективных трудовых споров не разрешается Трудовым кодексом РФ.

4. Общие законы о судебной системе в Российской Федерации.

5. Гражданско-процессуальное законодательство РФ (ГПК РФ).

6. Акты Конституционного Суда РФ.

7. Разъяснения и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых конфликтов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г.

9. Акты Минтруда РФ.

Литература

Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности/ В.В. Румынина.- М.: Академия, 2007.-186 с.

Маврин С.П. Трудовое право России/ С.П. Маврин., Филлипова М.В., Хохлов Е.Б.- СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2005.- 448 с.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2525 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/16_121802_normativnie-akti-reguliruyushchie-poryadok-rassmotreniya-trudovih-sporov.html

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров

После изучения главы 3 студент должен:

знать

  • • основные нормативные правовые акты, касающиеся рассмотрения и разрешения трудовых споров;
  • • содержание норм ТК РФ в части рассмотрения и разрешения трудовых споров;
  • • руководящую и текущую судебную практику в части рассмотрения трудовых споров;

уметь

  • • грамотно определять возможность прямого применения норм Конституции РФ в процессе рассмотрения трудового спора;
  • • буквально толковать положения ТК РФ в части рассмотрения и разрешения трудовых споров;
  • • ссылаться на руководящую и обобщенную судебную практику в процессе рассмотрения конкретного трудового спора;

владеть

  • • навыками поиска нормативных правовых актов и актов органов судебной власти, касающихся трудовых споров;
  • • умением обобщать и структурировать судебную практику по трудовым спорам.

Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, в случае возникновения коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права. В то же время признание приоритета принципов и норм международного права не может служить основанием для игнорирования положений Конституции РФ. Нормы международного права применимы в России лишь постольку, поскольку это не противоречит Конституции РФ.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 22) закреплена норма о том, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о подписании такого договора возможно только после внесения поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

В связи с этим важнейшее значение имеют международноправовые акты, затрагивающие вопросы рассмотрения трудовых споров. Прежде всего это конвенции и рекомендации МОТ.

Рекомендация МОТ № 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения» от 29 июня 1967 г. определяет порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и его основные принципы (доступность без ущерба для обратившегося с жалобой, своевременность рассмотрения требования, установление порядка его рассмотрения коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, которые могут предусмотреть и порядок рассмотрения жалоб). Рекомендация ориентирует на урегулирование конфликта путем непосредственных переговоров между спорящими сторонами в рамках организации. Однако подача жалобы не ограничивает право на обращение с трудовым спором в какой-либо другой компетентный орган по труду, в трудовой суд или иной орган судебной власти. Данный международный принцип защиты трудовых прав и законных интересов признает большинство государств.

Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» от 2 июня 1982 г. предусматривает возможность и процедуру обжалования увольнения. При этом трудящийся вправе обратиться с жалобой на решение об увольнении в такие органы, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.

Рекомендация МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29 июня 1951 г. устанавливает, что в целях предупреждения и разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися должны создаваться органы по добровольному примирению, куда необходимо включать равное число представителей от предпринимателей и трудящихся. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной. Конфликт может быть передан на разрешение арбитражного органа. Если по соглашению между сторонами конфликт передан на разрешение арбитражного органа, то сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать его решение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/1673042629715/pravo/normativnye_pravovye_akty_reguliruyuschie_poryadok_rassmotreniya_razresheniya_trudovyh_sporov

Трудовые споры нормативные акты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here