Трудовой кодекс рф год

Статья на тему: "Трудовой кодекс рф год" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Глава 1. Основные начала трудового законодательства (ст.ст. 1 — 14)

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

>
Цели и задачи трудового законодательства
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/baf8d0298b9a3923e3794eecbe3d1996/

Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Трудовой кодекс Российской федерации был принят государственной думой в 2001-м, а вступил в законную силу в 2002 году. До этого времени взаимоотношения в области труда регулировались КЗоТом РСФСР от 1971 года.

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

Фигуранты ТК и их права

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

Источник: http://tkodeksrf.ru/

Трудовой кодекс РФ ( ТК РФ 2019)

Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) 2019– законодательный акт, который регулирует трудовые отношения и является приоритетным. Трудовым Кодексом устанавливаются правила трудового законодательства:

  • права и обязанности работников;
  • вопросы охраны труда;
  • трудоустройство;
  • профподготовки и повышения квалификации;
  • права и обязанности работодателя;
  • оплата труда;
  • нормирование труда.

В новый Трудовой Кодекс РФ, который пришел на смену Советскому кодексу законов о Труде (КзоТ), вошли статьи, регулирующие трудовые отношения и особенности труда отдельных категорий населения – несовершеннолетних, спортсменов, тренеров, педагогов, вахтовиков и надомников. Трудовым Кодексом закреплены договорные права и обязательства работников и работодателей.

Основная задача ТК РФ – защита прав работников и работодателей, создание оптимальных условий труда и правовое урегулирование трудовых споров в соответствии с законом. Трудовой Кодекс Российской Федерации гарантирует работникам право на защиту здоровья, своего достоинства, на социальное страхование, судебную защиту прав и свобод, возмещение вреда, причиненного во время трудовой деятельности. Трудовой Кодекс устанавливает порядок и правила разрешения трудовых споров.

Трудовой Кодекс, скорее всего, самый популярный свод правил среди населения, к которому неоднократно обращается почти каждый гражданин России трудоспособного возраста по всем вопросам, связанным с трудовым законодательством.

Трудовой кодекс РФ 2019 года был принят 197-ФЗ от 30-12-2001 г.

Источник: http://www.assessor.ru/zakon/tk/

Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

ГАРАНТ:

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.

Информация об изменениях:

Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 в настоящий Кодекс внесены изменения

Кодекс законов о труде Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

20 сентября 1973 г., 30 декабря 1976 г., 12 августа 1980 г., 19 ноября 1982 г., 20 декабря 1983 г., 18 января 1985 г., 28 мая, 19 ноября 1986 г., 7 июля, 29 сентября 1987 г., 5 февраля 1988 г., 31 марта 1988 г., 12 марта, 25 сентября, 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января, 10 июля 2001 г.

Читайте так же:  Судебные приставы белово телефон по алиментам

ГАРАНТ:

См. Закон РСФСР от 9 декабря 1971 г. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР»

КЗоТ РФ является важнейшим кодифицированным актом, регулирующим трудовые отношения и составляющим основу трудового законодательства РФ.

В качестве первоосновы регулирования трудовых отношений Кодекс закрепляет широкий круг прав и обязанностей работников.

Кодекс регламентирует вопросы заключения, определения условий и прекращения трудового договора, вопросы заключения и исполнения коллективного договора. Установлен комплекс прав и гарантий, в числе которых и четкое определение случаев применения материальной ответственности работников.

Отдельный раздел посвящен вопросам трудовой дисциплины, устанавливающий порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий.

Четкую регламентацию получили вопросы определения продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Установлена нормальная ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, особенности установления сокращенной продолжительности рабочего времени и неполного рабочего времени, предельная продолжительность сверхурочных работ. Закреплен порядок исчисления стажа работы, дающего право на отпуск, определения очередности предоставления отпусков, определены исключительные случаи перенесения отпуска.

Отдельное внимание уделено вопросам оплаты труда, в том числе оплаты труда за работу в ночное время, в сверхурочное время и в праздничные дни.

В Кодекс включен комплекс норм, устанавливающих особенности регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: несовершеннолетних лиц, женщин и работников определенных профессий, а также лиц, совмещающих работу с обучением.

Закреплен порядок рассмотрения трудовых споров.

Кодекс законов о труде Российской Федерации

Настоящий Кодекс утвержден и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г.

Текст Кодекса опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007; 1973, N 39, ст. 825; 1974, N 30, ст. 806; 177, N 1, ст. 1; 1980, N 34, ст. 1063; 1982, N 47, ст. 1725; 1983, N 51, ст. 1782; 1985, N 4, ст. 117; 1986, N 23, ст. 636; 1987, N 29, ст. 1060; 1988, N 6, ст. 168, N 14, 395, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., N 14, ст. 712

Текст Кодекса с изменениями и дополнениями на 22 декабря 1992 г. опубликован в Бюллетене Министерства труда Российской Федерации, 1993 г., N 1-2

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 января 2001 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1995 г.

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4176-I

Изменения с вводятся в действие с момента принятия названного Закона

Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I

Закон РФ от 12 марта 1992 г. N 2502-I

Указ Президиума ВС РСФСР от 31 марта 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Закон РСФСР от 7 июля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1986 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 г.

Изменения вводятся в действие с 1 июля 1986 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 декабря 1983 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1982 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Указ Президиума ВС РСФСР от 12 августа 1980 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 30 декабря 1976 г.

Изменения вводятся в действие с 1 января 1977 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 23 июля 1974 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 сентября 1973 г.

Изменения вводятся в действие с 1 декабря 1973 г.

Читайте так же:  Надбавки за выслугу лет сотрудникам полиции

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10101000/

Трудовой кодекс РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (кодекс), регулирующий отношения в сфере труда. Трудовой кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 февраля 2002 года и отменил ранее действующий КЗОТ РСФСР от 1971 года. Современный ТК РФ обладает преимущественным применением перед любыми иными ФЗ, постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ и иными нормативными и локальными (внутренними) актами организаций, регулирующими права и обязанности обеих сторон трудовых отношений. В данной редакции даются постатейные комментарии относительно трудовых отношений, устанавливаются права и обязательства работодателя и работника, перечисляются основные принципы организации работы.

Во многом он сохранил положения КЗОТ РСФСР 1971 года. Однако, были введены новые нормы, закрепившие права и обязанности отдельных категорий рабочих (например, спортсменов и тренеров). Также в современном Трудовом кодексе больше внимания уделено проблемам оплаты труда, процессу разрешения споров между сотрудником и работодателем. Все эти моменты наиболее полно раскрыты в комментариях к Трудовому кодексу. Стоит отметить, что с одной стороны он наделяет работников большими правами в вопросах трудоустройства и увольнения по инициативе работодателя, что позволяет им быть уверенными в сохранении рабочего места. С другой стороны, сведена к минимуму шанс профсоюзов участвовать в защите интересов работников.

Трудовой кодекс РФ 2018-2019 года включает в себя 424 статьи с научными комментариями, сгруппированных по разделам. Каждый раздел, кроме Заключительных положений, состоит из глав. Можно выделить традиционное для российского законодательства разделение текста документа на общую и особенную часть. Изменения в Трудовой кодекс вносятся как ФЗ, так и согласно постановлениям Конституционного суда, в случае выявления последним несоответствия отдельных статей ТК положениям, зафиксированным в Конституции РФ. В целом, данный кодекс, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, полностью соответствует международным нормам в сфере регулирования и организации работы.

В данной редакции трудового кодекса к каждой статье идут развёрнутые научные комментарии.

Источник: http://trud-kodeks.ru/

«Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002)

КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Преамбула исключена. — Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1.

Судебная практика и законодательство — Кодекс законов о труде

9.1. Продолжительность рабочего времени, режимы рабочего времени и времени отдыха работников определяются в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации , правилами внутреннего трудового распорядка и графиками работы.

9.1. Продолжительность рабочего времени работников в сельском хозяйстве устанавливается в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации исходя из продолжительности рабочей недели не более 40 часов.

9.2. При организации режимов труда и отдыха наемных работников, выполняющих техническое обслуживание сельскохозяйственной техники в период ее сезонной работы, необходимо учитывать продолжительность, начало и окончание работы, ее сменность, сезонность, динамику работоспособности (врабатываемость, высокая работоспособность, спад работоспособности), тяжесть, напряженность и опасность выполняемых операций, санитарно-гигиенические аспекты условий труда, пол работников, организационно-технические факторы.

Работу в выходные и праздничные дни можно компенсировать вместо отгулов оплатой за эти дни в соответствии с положениями КЗоТ РФ (а в отношении офицеров военных прокуратур — в соответствии с нормативными актами Минобороны или ФПС России).

1.8. Руководитель предприятия обязан разработать, утвердить и ввести в действие инструкции по охране труда на все производственные процессы и виды работ, применяемые предприятием в соответствии со статьями Кодекса законов о труде Российской Федерации, Положением о порядке разработки и утверждении правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденными Минтрудом России 01.07.93 (Приложение 2 к наст. Правилам).

2.1. «Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ)» (с изм. и доп. от 25 сентября 1992 г., 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г.)

12.1. В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации, с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда администрация организации обязана организовать труд работающих и обеспечить здоровые и безопасные условия труда.

2. Согласно действующему трудовому законодательству трудовой договор основан на равенстве его сторон, что проявляется в предоставленной как работнику, так и работодателю возможности прекращать трудовые правоотношения по основаниям и в порядке, установленным в КЗоТ Российской Федерации.

9.1. Режимы труда и отдыха работников, занятых на перегрузочных и транспортных работах, устанавливаются руководителями организаций, работающих в порту, и структурных подразделений, в штате которых числятся эти работники, и должны соответствовать КЗоТ Российской Федерации. Нормативная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

4.3. В соответствии с Кодексом законов о труде (КЗоТ) нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю независимо от того, работают они в качестве постоянных, временных или сезонных работников на предприятиях различной организационно-правовой формы и формы собственности, а также ведомственной подчиненности.

Кодекс законов о труде Российской Федерации. Принят Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. (с изменениями и дополнениями) — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 20, ст. 641.

Источник: http://legalacts.ru/kodeks/kodeks-zakonov-o-trude-rossiiskoi-federatsii-utv/

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Читайте так же:  Образец заполнения при устройстве на работу

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Комментарий к Ст. 3 ТК РФ

1. Запрещение дискриминации в сфере труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК), основанным на общепризнанных нормах международного права, закрепленных, в частности, в Конвенции МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

2. О запрещении дискриминации в сфере труда свидетельствует и конституционная норма, устанавливающая равные права и свободы человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ) в реализации трудовых прав сторон трудового договора на всех этапах действия соглашения о труде.

3. Закрепляя равенство всех граждан в реализации трудовых прав, ТК устанавливает запрет на возможность ограничения в трудовых правах и свободах или получения каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Исключена возможность неравенства граждан в сфере труда в зависимости от наличия или отсутствия любых обстоятельств, поскольку перечень таких обстоятельств, указанных в ст. 3 ТК, не является исчерпывающим.

4. Установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников возможно только в том случае, если свойственные данному виду труда требования, во-первых, установлены федеральными законами либо, во-вторых, обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (см. комментарий к разд. XII ТК).

5. Дискриминация в сфере труда может быть обжалована в судебном порядке (см. комментарий к гл. 60 ТК).

Второй комментарий к Статье 3 Трудового кодекса

1. Комментируемая статья 3 ТК РФ закрепляет, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Это соответствует Конституции РФ (ст. 19), где сказано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств.

Запрещение дискриминации в сфере труда и принудительного труда, а также равенство прав и возможностей работников являются одними из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК РФ).

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) закрепляет недопущение дискриминации в сфере труда и занятости. Выполнение указанной Декларации обязательно для государств — членов МОТ независимо от ратификации.

Свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя таким образом свои способности к труду.

2. Положения ст. 3 Кодекса в полной мере соответствуют Конвенции МОТ (1958 г.) N 111 «О дискриминации в области труда и занятости». Эта Конвенция была ратифицирована нашей страной, в ней дается понятие дискриминации. Термин «дискриминация» включает:

а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимые по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемые соответствующим Членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Таким образом, все важные положения данной Конвенции нашли отражение в российском национальном законодательстве.

Законодательное запрещение дискриминации в сфере труда состоит в том, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Так, при заключении трудового договора, при выплате заработной платы должны учитываться только деловые качества работника.

На практике очень часто отказывают в приеме на работу гражданину в связи с отсутствием у него регистрации в местности, где он желает заключить трудовой договор, реализуя свою свободу труда. Однако отсутствие такой регистрации по месту жительства не является основанием для отказа в приеме на работу. Это гарантировано прежде всего ст. 19 Конституции РФ и комментируемой статьей.

3. В ч. 3 ст. 3 ТК РФ говорится о том, что не является дискриминацией. В предусмотренных законом случаях работодатель обязан отказаться от заключения трудового договора с лицами, не достигшими определенного возраста. Так, в соответствии со ст. 265 ТК РФ граждане моложе восемнадцати лет не могут быть использованы на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах и др.). Кроме того, все лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения возраста восемнадцати лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (см. ст. 266 ТК России и комментарий к ней).

Также запрещается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Отказ в приеме на работу лицам перечисленных категорий преследует цель законодательно обеспечить охрану здоровья и труда лицам, нуждающимся в повышенной социальной и правовой защите.

Право гражданина на заключение трудового договора может быть ограничено в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда, устанавливающим в качестве меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. ст. 47 УК РФ). В некоторых случаях не допускается прием на работу лиц, которым по медицинским показаниям такая работа запрещена (например, педагогическая деятельность).

В качестве примера дополнительных требований, свойственных данному виду труда, является отказ в приеме на работу в качестве государственного гражданского служащего лица, у которого нет российского гражданства либо не достигшего установленного Федеральным законом возраста, т.е. моложе восемнадцати лет (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Правомерным будет отказ работодателя в приеме на работу инвалида в связи с тем, что численность инвалидов в данной организации превышает установленную квоту — от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

4. Дискриминация в сфере труда в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи может быть обжалована в органы Федеральной инспекции труда (см. ст. 356 ТК РФ и комментарий к ней) и (или) в суд (см. ст. 391 ТК РФ и комментарий к ней). Следовательно, лица, считающие, что они подверглись дискриминации, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении морального вреда и компенсации морального вреда.

Читайте так же:  Сумма алиментов больше зарплаты

Если факт дискриминации привел к утрате заработка или лишению работника возможности трудиться, работодатель обязан возместить утраченный заработок, а кроме того, компенсировать причинение морального вреда (см. ст. 237 ТК РФ и комментарий к ней).

Источник: http://sttkrf.ru/3

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Ст 1 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 1 ТК РФ:

1. Изложение Трудового кодекса начинается со статьи 1 ТК РФ, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых — создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разделу X «Охрана труда»).

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. комментарий к статьям гл. 56 — 59 ТК РФ).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования с тем, чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Ст 1 ТК РФ имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. комментарий к статье 15 ТК РФ).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Одни из них предшествуют, другие — функционируют одновременно, третьи — приходят на смену трудовым отношениям. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений — обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность — наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сами работники, как правило, непосредственно в коллективным трудовым отношениях не участвуют.

Ст 1 ТК РФ с комментариями относит к самостоятельным видам отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по надзору и контролю (в т.ч. профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Читайте так же:  Коммерческая тайна увольнение

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, статья 1 ТК РФ завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. комментарий к статьям гл. 61 ТК РФ).

Одной из задач, указанных в статье 1 ТК РФ является регулирование отношений по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права — связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия равен в 2009 г. — 18720 руб., в 2010 г. — 20030 руб., в 2011 г. — 21390 руб. (ч. 1 статьи 8 ТК РФ). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Источник: http://trud-kodeks.ru/statya-1-tk-rf

Трудовой Кодекс РФ 2019

Трудовое законодательство призвано регулировать взаимоотношения работников и работодателей, то есть нанимателей рабочей силы. Это поиск компромисса между интересами наёмных сотрудников и обеспечением эффективности производства.

Трудовое законодательство России и его развитие

В России было принято только четыре закона, регулирующих взаимоотношения работников и работодателей. Это:

  • КЗоТ 1918 года (введено понятие трудовой повинности, определён порядок найма, увольнения и вознаграждения);
  • КЗоТ 1922 года (вводятся понятия коллективного договора, артели, выходного пособия);
  • КЗоТ 1971 года (определяется продолжительность рабочей недели в 41 час, вводится отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет);
  • ТК 2001 года.

Ныне действующий ТК РФ (ФЗ №197) впитал в себя все достижения трудового права, отразившиеся в трёх кодексах о труде. Однако его не зря считают законом, отстаивающим интересы бизнеса. В нём содержатся нормы, существенно увеличивающие допустимую продолжительность сверхурочного рабочего времени. Кроме того, роль профсоюзов в регулировании взаимоотношений работников и работодателей существенно уменьшена.

Структура и ключевые моменты

Формальная структура Трудового кодекса РФ представлена шестью частями, которые посвящены:

  • основным понятиям и положениям;
  • социальному партнёрству между государством и представителями организаций со стороны работодателей и трудовых коллективов;
  • спорам и защите прав работников и работодателей;
  • договору, рабочему времени, отдыху, оплате труда;
  • регулированию труда некоторых категорий работников;
  • процедуре введения минимальной величины оплаты труда.

Формальная структура преимущественно отражает основные ключевые моменты кодекса. Однако есть необходимость выделить наиболее важные содержательные блоки. К ним можно отнести нормативы, регламентирующие:

  • договорные отношения;
  • режим работы;
  • заработную плату;
  • порядок разрешения споров;
  • деятельность государственных органов по защите прав сторон трудовых отношений.

Специфика ТК РФ

Несмотря на существенные отличия устройства общества семидесятых годов XX века и начала XXI века, ФЗ №197 в целом повторяет многие положения КЗоТа 1971 года. Сходны и структуры этих законов.

Однако разнообразие социальных и экономических условий жизни людей в современной России сказалось и на законодательстве. ТК 2001 года содержит почти в два раза больше статей и глав.

В содержательном плане Трудовой кодекс России отличается от своего предшественника советских времён не только изменениями режима труда. В него включён большой блок, регулирующий труд людей особого положения и специфических профессий.

Особый порядок регулирования трудовой деятельности предусмотрен для:

  • женщин, в том числе беременных, только что родивших, имеющих детей до полутора лет;
  • работников, усыновивших детей;
  • сотрудников, имеющих детей-инвалидов;
  • несовершеннолетних работников;
  • руководителей организаций;
  • людей, работающих по совместительству или занятых на сезонных работах;
  • лиц, работающих вахтовым методом;
  • тех, кто работает по найму у физлиц или на микропредприятиях;
  • людей, живущих в районах Крайнего Севера;
  • иностранцев и людей, не имеющих гражданство;
  • педагогов;
  • учёных;
  • дипломатов;
  • спортсменов и тренеров;
  • сотрудников религиозных организаций.

Этот перечень нельзя назвать полным, поскольку он охватывает только наиболее крупные категории субъектов права. Особенностью действующего кодекса и является развитие права в направлении максимального охвата всех сфер рынка труда.

Принципиальным отличием ТК РФ от предыдущих вариантов трудовых кодексов является появление норм регулирования дистанционного труда. Несмотря на сходство этой категории работников с надомниками, законодатели вполне справедливо сочли нужным выделить дистанционный труд в отдельную главу (49.1). Её номер свидетельствует о связи нормирования дистанционных работников с надомниками, ведь глава, регламентирующая труд последних имеет 49-й номер.

В связи с легализацией дистанционного труда появилось и понятие электронной подписи. Этому явлению посвящён даже целый федеральный закон, который так и называется – «Об электронной подписи» (ФЗ №63).

Таким образом, Трудовой кодекс РФ 2001 года представляет собой результат развития трудового права от 1918 года до наших дней. В него вошли ставшие уже традиционными нормативы условий труда, договоров, найма и увольнения работников. Однако ФЗ №197 содержит и принципиально новые объекты трудового права, что является реакцией на меняющиеся условия рынка труда.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sttkrf.ru/

Трудовой кодекс рф год
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here