Тк рф улучшение условий труда

Статья на тему: "Тк рф улучшение условий труда" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.ст. 219 — 231)

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

>
Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/eca2bd3734a5b08f6ac6bcc6a0bf50cb/

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в статью 226 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/ab638dabf921ddbdf8ba27dfed32f89a/

Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 — 231)

Раздел X. Охрана труда

ГАРАНТ:

См. схему «Охрана труда»

См. комментарии к разделу X

>
Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/b89690251be5277812a78962f6302560/

Трудовой кодекс ( ст 226 ТК РФ 2019 )

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: http://www.assessor.ru/zakon/tk/226/

Статья 219 ТК РФ. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Читайте так же:  Удерживаются ли алименты с командировочных расходов

внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;

гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Комментарии к ст. 219 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 21 ТК работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

2. Организация рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда, возложена на работодателя. На него же возложена обязанность по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Требования к рабочему месту определяются соответствующими нормативными правовыми актами, утверждаемыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов социального страхования и создает основу для социальных гарантий пострадавшим на производстве. Оно удовлетворяет имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.

В соответствии со ст. 212 ТК и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний возложено на работодателя, который является страхователем. Функции страховщика выполняют ФСС РФ и его региональные отделения.

Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осуществляется путем своевременной регистрации (перерегистрации) работодателя-страхователя, начисления и перечисления в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки страховых взносов. Таким образом, все работники организации являются застрахованными. Работники, вновь принятые на работу, независимо от срока поступления на работу также считаются застрахованными.

4. Известно, что в производственных процессах на работающих воздействует свыше 100 тыс. химических веществ, 200 биологических и около 50 физических факторов (данные НИИ медицины труда РАМН), которые в той или иной степени влияют на состояние здоровья работающих, на возникновение профзаболеваемости.

5. Получение от работодателя информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов — неотъемлемое право работника. Такая информация должна быть доведена в доступной для работника форме.

В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечивать представителей работников полной и достоверной информацией, необходимой для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Информация об условиях и охране труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов должна быть изложена в инструкциях по охране труда для работающих. Также в них должны быть отражены характеристики вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника.

В случае неудовлетворения полученной информацией работник вправе обратиться в государственные органы надзора и контроля за охраной труда, в государственную экспертизу условий труда, а также в профсоюзные органы, которые должны дать исчерпывающий ответ.

Право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (без каких-либо последствий) вытекает из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также из абз. 1 ч. 1 ст. 210 ТК, в которой провозглашено обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Из нормы ст. 210 ТК следует, что никакие материальные или иные выгоды работодателем не могут быть поставлены выше жизни и здоровья работающих. Однако здесь сделана оговорка: «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». К таким случаям можно отнести деятельность работников, функции которых непосредственно связаны с работой в чрезвычайных обстоятельствах по спасению жизни людей и больших материальных ценностей (работников МЧС, горных спасателей, врачей-эпидемиологов и др.).

6. Средства индивидуальной и коллективной защиты работающих применяются для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

К средствам индивидуальной защиты относятся спецодежда, спецобувь, рукавицы, перчатки, каски, респираторы, защитные очки, щитки, противошумные наушники и вкладыши, предохранительные пояса, диэлектрические коврики и галоши, мази, кремы, пасты и проч.

7. Средства коллективной защиты работающих применяются для защиты от воздействия механических, химических и биологических факторов, защиты от шума, вибрации, поражения электрическим током, различного рода излучений, повышенных и пониженных температур поверхностей оборудования, изделий, материалов и др.

Работники не несут расходов на финансирование мероприятий по охране труда.

Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ является обязанностью работника. Обязанность проведения такого обучения возложена на работодателя. Это обучение проводится за счет его средств. Обучение безопасным методам и приемам работ (за счет работодателя) — составная часть обучения по охране труда.

8. Право граждан на обращения — одна из конституционно-правовых норм защиты и реализации своих прав. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращения имеют не только граждане, но и общественные организации, а также должностные лица для защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов.

Читайте так же:  Увольнение за недостачу статья

Термин «обращение» следует понимать как «жалоба», «заявление», «предложение». По запросу работников государственная экспертиза условий труда проводит проверку условий и охраны труда, правильности предоставления компенсаций.

9. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. См. также Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Личное участие работника или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, является нормой прямого действия и не требует принятия каких-либо нормативных правовых актов. Работник или его представитель может принимать такое участие при обследовании рабочих мест службой охраны труда организации, государственными органами надзора и контроля, органами общественного контроля.

В соответствии со ст. 212 ТК работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Статьей 185 ТК предусмотрено, что на время проведения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными проходить такой осмотр (обследование) в соответствии с ТК, сохраняется средний заработок по месту работы.

В тех случаях, когда воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов является неустранимым при современном техническом уровне производства и организации труда, работникам предоставляются соответствующие компенсации.

Компенсации устанавливаются законодательством РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — Правительством РФ или в определенном им порядке, а также трудовым договором, коллективными договорами и соглашениями.

Предоставление компенсаций предпочтительно включать в коллективный договор (соглашение), который является важным инструментом правового регулирования вопросов охраны труда и предоставления компенсаций, так как условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, обязательны для работодателей. Таким образом, коллективный договор приобретает правовую форму.

Государственная экспертиза условий труда осуществляет контроль за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-TRETYA/Razdel-X/Glava-36/Statya-219/

Финансирование мероприятий по улучшению условий труда

Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда установлен в соответствии со статьей 226 ТК РФ.

В статье 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета. А органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

В соответствии с вышеизложенным, в части 1 статьи 226 ТК РФ сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Согласно части 2 статьи 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также:

«..за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.»

Статьей 226 ТК РФ также установлено, что:

«Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)».

В соответствии с частью 1 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) федеральное казенное предприятие – это унитарное предприятие на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества. Такое предприятие может быть создано в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Федеральное учреждение – это организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (статьи 120, 214 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 года №71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.

Бюджетные некоммерческие организации, а к таковым относятся учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры по своему правовому положению в соответствии с ГК РФ относятся к учреждениям (статья 120 ГК РФ), осуществляющим свою деятельность на основе права оперативного управления (статьи 214, 296 ГК РФ) государственным имуществом (федеральным или субъектов Федерации).

Федеральные учреждения основаны на государственной собственности РФ, учреждения субъектов Федерации — на государственной собственности, принадлежащей субъекту РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 февраля 1995 года №11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Законодателем также регламентировано возможность создания фондов охраны труда у работодателей, отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При создании таких фондов необходимо руководствоваться статьей 118 ГК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Читайте так же:  Кто оплачивает больничный лист после увольнения

Кроме того, в ТК РФ определено, что работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 мая 2006 года №390 «Об утверждении правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» приняты правила, определяющие порядок и условия частичного финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, включая финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее по тексту – Постановление №390).

В пункте 2 Постановления №390 приведен на 2006 год Перечень предупредительных мер, которые финансируются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Не вызывает сомнений, что невозможно исключить полностью воздействие неблагоприятных факторов на работающего даже в тех производствах, где внедрены передовая технология, современное оборудование, высокая культура и качественное медицинское обслуживание.

В последние годы было принято немало важных законодательных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников. Однако реализация положений этих документов еще не стала первоочередной задачей в трудовых отношениях. Уклонение работодателей от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, приводит к значительному росту несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве.

По данным РАМН всего на сегодняшний день только 20% производств соответствуют санитарным нормам. Ежегодно от 2 до 40% трудопотерь по болезням в России связаны с неудовлетворительными условиями труда. Планируется, что реализация программы «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 годы» позволит на 20% снизить уровень профессиональных заболеваний, привести 90% рабочих мест в соответствие с санитарными нормами и требованиями.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».


Источник: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/44663.html

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц .

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда .
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к статье 226 ТК РФ

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в комментируемой статье. Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ, и от добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507. Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 февраля 2001 г. N 19.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. Единый размер финансирования локальных систем охраны труда составляет не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Другой комментарий к статье 226 Трудового Кодекса РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Также финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

На федеральном и региональном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 868 разрешено создание объединенного фонда софинансирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для предоставления субсидий территориальным фондам обязательного медицинского страхования в целях проведения дополнительной диспансеризации граждан в возрасте 35 — 55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, в 2006 г.

В 2010 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.01.2010 N 33 «О финансовом обеспечении в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» и утвержден Приказ Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» . Аналогичные Правила на 2011 г. утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н .

Читайте так же:  Справка о судимости при приеме на работу

———————————
СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 539.
РГ. 2010. 24 марта.
РГ. 2011. 30 марта.

Фонды охраны труда могут образовываться на основе обязательств принимаемых тарифных и региональных соглашений о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

Субъекты РФ могут формировать фонды охраны труда за счет средств, выделяемых в бюджете субъекта целевым назначением отдельной строкой.

Ежегодно в соответствии с коллективными договорами и соглашениями работодателем выделяются на охрану труда необходимые средства, которые должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% затраченных не по назначению средств и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, устанавливающие типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, реализуемых работодателем в указанном размере. Такие изменения обусловлены тем, что ранее отсутствие указанного перечня приводило к использованию некоторыми работодателями средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, на финансирование других мероприятий, не имеющих отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Законодательное закрепление состава мероприятий по улучшению условий и охраны труда в типовом перечне позволит упорядочить их осуществление, повысить эффективность и снизить коррупционные риски при осуществлении государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.07.2000 N 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» (в ред. от 28.07.2006) средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда, могли быть использованы частично на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 46 БК средства, полученные от штрафов за нарушение трудового законодательства РФ, должны быть зачислены в федеральный бюджет в полном объеме.

———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095; 2004. N 29. Ст. 3055; 2006. N 32. Ст. 3575. Действие данного Постановления было приостановлено до 1 января 2007 г.

Юридические лица — налогоплательщики за улучшение условий труда работников в соответствии с НК пользуются налоговыми льготами. К таким улучшениям относятся: обеспечение необходимого уровня техники безопасности, расходование средств на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и др.

Работники не несут никаких расходов по финансированию мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.

Источник: http://rutkrf.ru/st-226-tk-rf

Обязанности работодателя: улучшение условий труда работников

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 5

Трудовым законодательством предусмотрено, что работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков. В целях реализации данной нормы Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Какие это мероприятия? Каковы источники их финансирования? К какой ответственности можно привлечь работодателей, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права? Об этом пойдет речь в статье.

Зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2012 N 23513.

На работодателей возлагается обязанность организовать труд работников и создать им нормальные условия труда. Что такое нормальные условия труда? Обратимся к ст. 163 «Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки» ТК РФ. В данной статье говорится, что к нормальным условиям, в частности, относятся:

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Названные условия в определенной степени конкретизируют обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда и предоставлению работникам оборудования, инструментов, технической документации и иных средств, необходимых для исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).

Трудовое законодательство о праве работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, установлено ст. 219 ТК РФ. Согласно данной статье каждый работник имеет право на:

К сведению. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Статьей 220 ТК РФ предусмотрены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В частности, установлено, что условия труда, определенные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Читайте так же:  Работа по погашению дебиторской задолженности

Обратите внимание! В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Следует помнить, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Так, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 143 УК РФ установлено, что нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Что касается гражданско-правового законодательства, общие основания ответственности за причинение вреда установлены ст. 1064 ГК РФ.

Источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, финансирование таких мероприятий может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Обратите внимание! Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Мероприятия, включенные в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Следует отметить, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяет работодатель исходя из специфики его деятельности.

В Типовой перечень включены следующие мероприятия:

  1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.

К сведению. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

К сведению. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

  1. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
  2. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
  3. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

К сведению. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

  1. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
  2. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
  3. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

К сведению. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

  1. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
  2. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
  3. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
  4. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
  5. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
  6. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Почему мы уделили такое пристальное внимание утвержденному Перечню мероприятий? Во-первых, обязанность работодателя по созданию нормальных условий труда для работников предусмотрена трудовым законодательством. Последствием несоблюдения требований закона может стать привлечение виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной. Во-вторых, приведенный Типовой перечень поможет при разработке перечня мероприятий для конкретного предприятия исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности. В-третьих, наличие нормативного документа облегчит работу по обоснованию расходов в целях признания их при налогообложении прибыли.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/78448-obyazannosti-rabotodatelya-uluchshenie-uslovij-truda-rabotnikov

Тк рф улучшение условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here