Резерв по сомнительным долгам по займам

Статья на тему: "Резерв по сомнительным долгам по займам" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Резерв по сомнительным долгам по займам

Ответ: Для целей бухгалтерского учета организация обязана формировать резерв по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной (п. 3 ПБУ 21/08, п.35 ПБУ 4/99, п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). При этом, сомнительной может быть признана любая задолженность, в том числе и по уплате процентов по договору займа, соответствующая критериям, предусмотренным п.70 Положения, а так же Учетной политикой организации.

Согласно Учетной политики для целей бухгалтерского учета: «Сомнительным долгом признается любая дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не может быть погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями, а так же та задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она все же не будет погашена в срок. Величины резерва определяется по каждому сомнительному долгу исходя из финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Оценка вероятности погашения долга определяется экспертной комиссией».

В соответствии с представленными аудитору документами ООО «Альфа» выдан займ под 7,5% годовых в адрес ООО «Бета». Обязанность по уплате процентов предусмотрена – ежемесячно до 10 числа месяца следующего за расчетным. Последний раз уплата процентов производилась в ноябре 2014г., то есть дебиторская задолженность по данному договору на 30.04.17г. сформирована исходя из величины процентов начисленных за период с декабря 2014г. по апрель 2017г.

Кроме того, как получено из устных разъяснений сотрудников организации, вероятность погашения данного долга, исходя из платежеспособности заемщика, оценивается как низкая.

Таким образом, рассматриваемая задолженность по уплате процентов соответствует признакам сомнительной. В связи с чем, она подлежит учету при формировании резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета. При этом, для величины резервирования (полностью или частично) необходимо обеспечить наличие экспертной оценки, предусмотренной Учетной политикой организации.

Дополнительно обращаем внимание, что как получено из устных разъяснений сотрудников организации, исходя из платежеспособности заемщика, низкой является не только вероятность уплаты процентов по договору займа, но и возврата самих заемных средств. Выданный займ отражается в учете организации в составе финансовых вложений (счет 58). В силу п. 38 ПБУ 19/02 при наличии условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений (признаков обесценения) организация обязана сформировать резерв под обесценение финансовых вложений. Порядок формирования резерва, выявления признаков обесценения, а так же их перечень организация определяет самостоятельно, закрепив данные аспекты в учетной политике организации. Положения учетной политики ООО «Альфа» в части порядка формирования резерва под обесценение финансовых вложений аудитору представлены не были.

По мнению аудитора, низкая вероятность возврата займа, основанная на неплатежеспособности должника, может служить одним из признаков обесценения. В связи с чем, рекомендуем самостоятельно оценить наличие признаков обесценения (предусмотренных учетной политикой) в отношении суммы займа, выданного по рассматриваемому договору. При наличии таковых необходимо сформировать резерв под обесценение финансовых вложений.

Источник: http://auditoptim.ru/novosti/stati_i_konsultacii/otdelnye_voprosy_vedeniya_buhgalterskogo_ucheta_i_otchetnosti/formirovanie_rezerva_po_somnitelnym_dolgam_na_summu_zadolzhennosti_po_uplate_procentov_po_dogovoru_zajma.html

Резерв по сомнительным долгам по займам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Резервы создаются в отношении дебиторской задолженности покупателей.
Могут ли возникать при создании в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам постоянные либо временные разницы, предусмотренные ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При создании Организацией в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам могут возникать временные разницы.

Обоснование позиции:

Создание резерва в бухгалтерском учете

Создание резерва в налоговом учете

Возникновение разниц

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Учет доходов в виде сумм восстановленных резервов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

18 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/account/1170407/

Резерв по сомнительным долгам по займам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бухгалтерском и налоговом учете создается резерв по сомнительным долгам. Можно ли безнадежные долги не списывать за счет резерва, а продолжать учитывать их в составе задолженности? Обязана ли организация списывать безнадежные долги за счет созданного резерва?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прямая обязанность на списание безнадежных долгов бухгалтерским и налоговым законодательством не установлена.
При этом учет в составе дебиторской задолженности сумм безнадежных долгов, нереальных к взысканию, приводит к искажению достоверного представления о финансовом положении организации.
Несписание безнадежных долгов в налоговом учете приводит к увеличению налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличению суммы налога на прибыль.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
— Энциклопедия решений. Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли;
— Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета;
— Энциклопедия решений. Дебиторская задолженность (строка 1230).

Читайте так же:  Что относится к сведениям составляющим коммерческую тайну

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

18 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1110270/

Наша организация выдала займ другой организации (заемщик). Заемщик просрочил срок уплаты процентов по займу. Вправе ли мы сформировать резерв по сомнительным долгам (для налога на прибыль) по просроченным процентам? Вправе ли мы создать резерв по сомнительным долгам по сумме займа, если займ не будет возвращен в срок?

Ответ

Организация, не являющаяся банком, не вправе формировать резерв по сомнительным долгам по выданному займу.

Организация, не являющаяся банком, кредитным потребительским кооперативом или микрофинансовой организацией, не вправе формировать резерв по сомнительным долгам в связи с невыплатой процентов.

Обоснование

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам предусмотрен статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Пункт 3 ст. 266 НК РФ прямо предусматривает, что резерв не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций*.

Минфин РФ в Письме от 05.03.2012 N 03-03-06/4/17, разъяснил, что организация не вправе создавать резерв по сомнительным долгам по выданным займам и процентам по ним независимо от наличия или отсутствия обеспечения в виде залога, поручительства, банковской гарантии по выданным займам.

Таким образом, организация, не являющаяся банком, не вправе формировать резерв по сомнительным долгам по выданному займу, так как такая задолженность не связана с реализацией (и, соответственно, не признается сомнительным долгом).

Организация, не являющаяся банком, кредитным потребительским кооперативом или микрофинансовой организацией, не вправе формировать резерв по сомнительным долгам в связи с невыплатой процентов (п. 3 ст. 266 НК РФ).

*Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Источник: http://taxslov.ru/qa/q58.htm

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете?

26.01.2020 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно (п. 1 ст. 266 НК РФ):

    • не погашен в срок, установленный договором;
    • не обеспечен залогом, или поручительством, или банковской гарантией.

    Долги поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса) и заемщиков, а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются (Письма Минфина от 29.09.2011 N 03-03-06/2/150, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).
    Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете:

    1. Укажите в налоговой учетной политике, что будете создавать этот резерв (Письмо УФНС по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/[email protected]).
    2. Проведите инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности на последнее число каждого отчетного (налогового) периода и оформите ее результаты актом (форма ИНВ-17) (п. 4 ст. 266 НК РФ).
    3. На последнее число каждого отчетного (налогового) периода определите сумму резерва по формуле (п. 4 ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина от 03.08.2010 N 03-03-06/1/517):

    Пример. Создание и использование резерва по сомнительным долгам
    Организация приняла решение создавать резерв по сомнительным долгам с 2013 г. Выручка организации составила:

      • за I квартал 2013 г. — 1 млн руб.;
      • за полугодие 2013 г. — 4 млн руб.;
      • за 9 месяцев 2013 г. — 9 млн руб.;
      • за 2013 г. — 14 млн руб.;
      • за I квартал 2014 г. — 2 млн руб.

      По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2013, выявлены следующие долги:

      Вид задолженности Сумма задолженности(руб.,включая НДС) Длительность просрочки по оплате (дн.) Процент от суммы долга, включаемый в резерв Сумма отчислений в резерв(руб.) (гр. 2 x гр. 4)
      1 2 3 4 5
      по возврату займа 100 000 369
      по оплате отгруженных товаров 236 000 30
      118 000 95 100% 118 000
      по оплате оказанных услуг 59 000 50 50% 29 500

      Общая сумма долгов, включаемых в резерв на 31.03.2013, составляет 147 500 руб. (118 000 руб. + 29 500 руб.), что превышает норматив 100 000 руб. (1 000 000 руб. x 10%). Поэтому резерв составит 100 000 руб. Поскольку резерв создается впервые, сумма отчислений в резерв, включаемая в состав внереализационных расходов на 31.03.2013, составит 100 000 руб.
      По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 30.06.2013, выявлены следующие долги:

      Вид задолженности Сумма задолженности(руб.,включая НДС) Длительность просрочки по оплате (дн.) Процент от суммы долга, включаемый в резерв Сумма отчислений в резерв(руб.) (гр. 2 x гр. 4)
      1 2 3 4 5
      по возврату займа 100 000 460
      по оплате отгруженных товаров 236 000 121 100% 236 000
      118 000 оплачен покупателем
      по оплате оказанных услуг 59 000 141 100% 59 000

      Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 295 000 руб. (236 000 руб. x 100% + 59 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 400 000 руб. (4 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв, включаемая во внереализационные расходы на 30.06.2013, составит 195 000 руб. (295 000 руб. — 100 000 руб.).
      По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 30.09.2013, выявлено, что:

        • новых сомнительных долгов не появилось;
        • долг по оплате оказанных услуг (59 000 руб.) является безнадежным. Этот долг списан за счет резерва.

        Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 900 000 руб. (9 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв составит 0 руб. (236 000 руб. — (295 000 руб. — 59 000 руб.)).
        По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.12.2013, выявлено, что:

          • новых сомнительных долгов не появилось;
          • долг по возврату займа (100 000 руб.) является безнадежным. Этот долг списан за счет резерва.

          Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 1 400 000 руб. (14 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв, включенная во внереализационные расходы на 31.12.2013, составит 100 000 руб. (236 000 руб. — (236 000 руб. — 100 000 руб.)).
          Остаток резерва по состоянию на 31.12.2013 — 236 000 руб.
          По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2013, новых сомнительных долгов не выявлено.
          Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что превышает норматив — 200 000 руб. (2 000 000 руб. x 10%). Сумма резерва составит 200 000 руб., что больше остатка резерва предыдущего года (236 000 руб.). Во внереализационные доходы на 31.03.2014 надо включить 36 000 руб. (236 000 руб. — 200 000 руб.).

          Читайте так же:  Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит

          При применении УСН резервы по сомнительным долгам не создаются. Ведь упрощенцы признают доходы от реализации товаров (работ, услуг) только при фактическом поступлении в их оплату денег, иного имущества (товаров, работ, услуг) или имущественных прав, т.е. при их оплате покупателем (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Кроме этого, отчисления в резерв по сомнительным долгам не поименованы в перечне расходов, учитываемых при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

          Еще по теме:

          Формирование резерва по сомнительным долгам – один из обязательных инструментов управления дебиторской задолженностью. Финансовый кризис увеличивает долю неплатежеспособных предприятий и соответственно повышает риски во взаимоотношениях с покупателями и другими контрагентами. Формировать резервы по сомнительным долгам в такой ситуации является не только обязанностью, установленной законодательством, но и разумным способом сохранения устойчивости бизнеса.

          Особенности формирования резерва

          Резерв по сомнительным долгам формируется по правилам, определенным Налоговым кодексом РФ, в частности – статьей 266 НК. Для создания резерва необходимо получить сведения о платежеспособности контрагента–должника и предполагаемые сроки исполнения обязательства. Результаты проведенной инвентаризации задолженности определяют, имеются ли основания для формирования резерва.

          Налоговое законодательство дает определение сомнительного долга как любой задолженности перед плательщиком, если она соответствует одновременно двум критериям:

          • истек срок погашения задолженности, указанный в договоре;
          • задолженность не обеспечена каким-либо из способов обеспечения обязательств (поручительство, залог, банковская гарантия).
          Видео удалено.
          Видео (кликните для воспроизведения).

          Начисление резерва по сомнительным долгам происходит в порядке, описанном в п.4-5 ст.266 НК. По установленным правилам суммы средств для формирования резерва относятся на затраты, включаемые в состав внереализационных расходов. Размер отчисляемых в резерв средств определяется на основании итогов инвентаризации дебиторской задолженности. Результаты проведенной инвентаризации отражаются по данным на последнюю дату отчетного периода.

          Величина резерва по сомнительным долгам зависит, прежде всего, от срока образования сомнительной задолженности и определяется:

          • по задолженности, срок возникновения которой составляет от 45 до 90 дней – 50% суммы долга;
          • по задолженности, сформированной более 90 дней назад – 100% суммы.

          По задолженности, образовавшейся ранее, чем 45 дней, резерв не формируется.

          Налоговый кодекс устанавливает ограничения по суммам, отчисляемым на формирование резерва – она не должна превышать 10% выручки, полученной компанией в течение отчетного (налогового) периода. Сумма выручки определяется на основании статьи 249 НК РФ. Средства резерва носят сугубо целевой характер и могут быть направлены только на покрытие убытков, полученных компанией по безнадежным долгам. Критерии отнесения долга к безнадежному определяются на основании п.2 ст. 266 НК РФ. Согласно этой норме, к категории безнадежных долгов можно отнести задолженность, если:

          • истек срок исковой давности, установленный законодательством для взыскания долга;
          • обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, в связи с ликвидацией организации или на основании соответствующего акта государственного органа. Невозможность исполнения может также подтверждаться постановлением судебного пристава-исполнителя.

          Как осуществляется бухгалтерский учет резервов по сомнительным долгам? Для учета данных операций существует счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». При создании резерва сомнительных долгов проводки выглядят следующим образом:

          • Д 91-2 К 63 – формирование резерва;
          • Д 63 К 62, 76 – списание безнадежной задолженности за счет средств резерва.

          Организация обязана в течение 5-ти лет после списания задолженности осуществлять мониторинг возможностей ее взыскания. Для этого списанная безнадежная задолженность учитывается на забалансовом счете 007.

          Источник: http://buh.consultant.ru/question/kak-sozdat-i-ispolzovat-rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-nalogovom-uchete/

          Резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете в части долговых обязательств и процентов по ним

          При заключении договора займа или кредита стороны, как правило, рассчитывают на то, что каждая из них будет выполнять свои договорные обязательства в надлежащем порядке. Однако на практике должники довольно часто нарушают условия договора в части погашения задолженности по процентам. Более того, нередки случаи, когда кредитор вообще не может истребовать с должника и саму сумму основного долга, не говоря уже о процентах.

          Чтобы избежать финансовых потерь, организациям, попавшим в подобную ситуацию, целесообразно создавать резервы по сомнительным долгам. В данной статье поговорим о том, какие организации вправе создавать резервы по сомнительным долгам, а также порядок их отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

          Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в части долговых обязательств и процентов по ним

          Порядок формирования и использования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете установлен ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

          Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть резерв создается только по задолженностям, возникшим в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

          Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Данное положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки имеют право формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3 ст. 266 НК РФ).

          Следовательно, только банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам по признанной безнадежной (нереальной к взысканию) задолженности в виде процентов по долговым обязательствам, не обеспеченным залогом, поручительством или банковской гарантией (Письмо Минфина России от 16 января 2013 г. N 03-03-06/2/2). Создание такого резерва для организаций, не являющихся банками, налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, «обычные» налогоплательщики безнадежные долги по займам и другого вида заемным обязательствам должны сразу списывать в состав внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

          При этом ответа на вопрос, что делать указанной категории налогоплательщиков с суммой начисленных по долговым обязательствам процентов, налоговое законодательство не содержит. Однако в Письме Минфина России от 15 ноября 2005 г. N 03-03-04/2/116 чиновники указывают, что организация вправе включить проценты, начисленные и учтенные в налоговой базе по налогу на прибыль в прошлых налоговых периодах, в состав внереализационных расходов в том периоде, в котором задолженность по кредиту признана безнадежной к взысканию.

          Читайте так же:  Можно ли разделять дополнительный отпуск

          Следует обратить внимание читателей на то, что если по кредитам и займам Минфин России допускает возможность списания безнадежных процентов в состав внереализационных расходов налогоплательщика, то в отношении списания процентов, начисленных по долговым ценным бумагам, позиция совершенно иная.

          Так, в Письме Минфина России от 15 ноября 2005 г. N 03-03-04/3/15 «Об учете убытков по безнадежным долгам в целях налогообложения прибыли» сказано, что так как резерв по сомнительным долгам не создается в отношении задолженности по ценным бумагам, то организация, применяющая метод начисления, должна сторнировать суммы процентов, ранее учтенных в доходах при налогообложении налогом на прибыль организаций, но фактически не полученных по причине ликвидации организации, выпустившей вексель.

          Налогоплательщику при списании сумм безнадежных процентов по долговым обязательствам следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 28 января 2005 г. N 07-05-06/28, в котором сказано, что задолженность организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства и включенная в реестр требований кредиторов, не может быть признана для целей налогообложения прибыли безнадежной по причине истечения срока исковой давности и не учитывается в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до завершения конкурсного производства.

          Отметим, что такая категория налогоплательщиков, как банки, должна вести учет процентов в соответствии с особенностями, установленными ст. 290 НК РФ. При этом гл. 25 НК РФ в отношении банков предусматривает особенности определения в отношении не только доходов, но и расходов. Особенности определения расходов банков установлены ст. 292 НК РФ, в соответствии с которой банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности в порядке, предусмотренном ст. 292 НК РФ. Следовательно, в отличие от «обычных» налогоплательщиков банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

          В ст. 266 НК РФ прямо определено, что для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 НК РФ предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.

          Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Таким образом, банки формируют резерв по сомнительным долгам по результатам инвентаризации задолженности по кредитам на последнее число отчетного (налогового) периода. Если на указанную дату при наличии просроченной задолженности по процентам обеспечение отсутствует, банк имеет право создавать резерв по сомнительным долгам, на что указано в Письме УФНС России по г. Москве от 11 августа 2011 г. N 16-15/[email protected]

          Если кредит обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией, то в соответствии со ст. ст. 266 и 292 НК РФ резервы по сомнительным долгам и на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности в целях налогообложения прибыли не создаются. В этом случае банк погашает нереальную к взысканию задолженность по процентам в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ.

          В Письме Минфина России от 5 февраля 2008 г. N 03-03-06/2/11 сказано, что в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ суммы ранее начисленных процентов по безнадежной задолженности, образовавшейся по потребительским кредитам, относятся на убытки (при условии, что резерв по сомнительным долгам не создавался), указанный порядок действует и в отношении портфеля однородных ссуд, сформированного по потребительским кредитам.

          По ранее предоставленным потребительским кредитам, по которым в соответствии с п. 2.3 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденного Банком России 26 марта 2004 г. N 254-П, банком предприняты все меры по их взысканию, по решению руководства банка задолженность признается безнадежной в целях налогообложения прибыли и подлежит списанию за счет сумм сформированного резерва на возможные потери по ссудам. При списании признанной банком безнадежной задолженности по потребительским кредитам одновременно по ним прекращается начисление процентов. Однако, по мнению автора, данным Письмом следует руководствоваться только при условии, что резерв по сомнительным долгам банком не создавался.

          В Письме Минфина России от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/2/143 дано разъяснение, что применительно к кредитному договору кредитор прекращает начисление дохода в виде процентов по кредиту с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации-должника, но в случае существенного нарушения договора кредита банк вправе расторгнуть данный договор в судебном порядке и в случае принятия судом решения о расторжении договора начисление процентов по кредиту в налоговом учете прекращается с даты вступления решения суда в законную силу.

          А согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в Письмах от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/2/143, от 29 марта 2007 г. N 03-03-06/2/55, задолженность, образовавшаяся в виде нереальных к взысканию процентов по долговым обязательствам, может быть погашена за счет сформированного резерва по сомнительным долгам только при истечении срока исковой давности или ликвидации организации-заемщика и исключении его из списка ЕГРЮЛ.

          Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в части долговых обязательств и процентов по ним

          Порядок формирования и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организации установлен Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение N 34н).

          Согласно п. 70 Положения N 34н в бухгалтерском учете под сомнительной задолженностью понимается задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

          Порядок списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также других долгов, нереальных для взыскания, урегулирован п. 77 Положения N 34н. В соответствии с указанной нормой бухгалтерского стандарта «дебиторка» с истекшим сроком годности, а также другие долги, нереальные для взыскания, могут либо списываться организацией за счет резерва сомнительных долгов, создаваемых организацией в порядке, установленном п. 70 Приказа N 34н, либо сразу относиться на финансовые результаты коммерческой организации.

          В бухгалтерском учете кредитора согласно Приказу Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — План счетов) суммы процентов, подлежащих получению от должника, отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы». До момента получения суммы процентов числятся в составе дебиторской задолженности. Если же у кредитора нет уверенности в их получении, то они могут быть квалифицированы как сомнительный долг, впрочем, как и сама сумма основного долга.

          Читайте так же:  Назначение надбавки за выслугу лет

          Пункт 70 Приказа N 34н позволяет организациям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, но только в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

          В отношении же задолженности по предоставленным видам заимствований бухгалтерским законодательством создание резерва не предусмотрено.

          Следовательно, суммы проблемных заимствований, по которым истек срок исковой давности либо нереальные для взыскания, списываются у коммерческой организации сразу на финансовые результаты.

          Обратите внимание! Списание по каждому обязательству может быть произведено только на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Сумма проблемного займа и процентов, начисленных в бухгалтерском учете кредитора и не погашенных заемщиком, списывается в бухгалтерском учете организации в состав прочих расходов на основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

          Источник: http://narodirossii.ru/?p=4318

          Резервы на возможные потери по займам МФО

          Налоговое законодательство позволяет микрофинансовым организациям (далее — МФО) создавать различные виды резервов, но их перечень ограничен и предназначен лишь для тех, кто платит налог на прибыль, исчисляя ее методом начисления. Те же, кто использует кассовый метод признания доходов и расходов, лишены этого права. Так как создание резервов не является обязанностью компании, понятно, что решение о резервировании сумм должно найти свое отражение в учетной политике МФО для целей налогообложения (далее — налоговая политика). Какие нюансы налогового резервирования следует учесть в налоговой политике МФО, мы рассмотрим в данной статье.

          Анализ главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяет отметить, что МФО, как плательщики налога на прибыль, использующие метод начисления, имеют возможность формировать резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Согласно пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ отчисления в данный резерв включаются в состав внереализационных расходов. Микрофинансовые организации вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), создавать резервы на возможные потери по займам в порядке, предусмотренном статьей 297.3 НК РФ. Право создания данного резерва установлено для МФО с 1 января 2014 г. на основании Федерального закона от 2 ноября 2013 г. №301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, как следует из буквального толкования пункта 1 статьи 297.3 НК РФ МФО вправе создавать два вида резервов:

          1. резерв по сомнительным долгам;
          2. резерв на возможные потери по займам.

          Резерв на возможные потери по займам МФО

          Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, установленном Указанием Банка России от 14.07.2014 №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», включаются МФО в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы резервов на возможные потери по займам используются МФО при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Вместе с тем, следует отметить, что при принятии МФО решения о списании с баланса безнадежной задолженности по займам прекращается начисление процентов на данную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.

          Суммы резервов на возможные потери по займам, отнесенные на расходы и не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по займам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 297.3 НК РФ).

          Резервы на возможные потери по займам формируются по микрозаймам, выданным микрофинансовой организацией со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций.

          Резервы на возможные потери по займам формируются ежеквартально по состоянию на последнее число квартала при наличии не исполненных (полностью либо частично) заемщиками обязательств по микрозаймам перед микрофинансовой организацией, а также в отношении обязательств по реструктурированным микрозаймам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по микрозаймам по состоянию на последнее число квартала. Инвентаризацией задолженности по микрозаймам в целях настоящего Указания признается осуществляемая микрофинансовой организацией проверка числящейся по состоянию на последнее число квартала задолженности по выданным микрозаймам с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей по микрозаймам.

          В пункте 3 Указаний Банка России от 14 июля 2014 г. №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» установлено, что резервы на возможные потери по займам формируются:

          • по сумме основного долга по микрозаймам, в которую не включаются: платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, комиссионные вознаграждения, неустойки, иные платежи в пользу микрофинансовой организации, вытекающие из договора микрозайма;
          • по сумме требований по начисленным процентным доходам по микрозаймам, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму.

          Учитывая изложенное, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения микрофинансовая организация формирует резервы на возможные потери по займам, то эти резервы покрывают сумму основного долга и все проценты, предусмотренные договором. При этом резерв сомнительных долгов по процентам по такому займу не формируется, поскольку статьей 266 НК РФ предусмотрено, что для налогоплательщиков — микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам. Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 01.10.2015 N ГД-4-3/[email protected]

          В соответствии с пунктом 10 Указания №3321-У формирование резервов на возможные потери по займам осуществляется МФО в размере не менее:

          • 5 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2014 года;
          • 30 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2015 года;
          • 60 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2016 года;
          • 100 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2017 года.
          Читайте так же:  Алгоритм действий по взысканию дебиторской задолженности

          Микрофинансовые организации обязаны обеспечить надлежащее оформление документов, используемых для целей расчетов резервов на возможные потери по займам. Документы МФО, используемые для целей расчетов резервов на возможные потери по займам, подлежат хранению в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

          Резерв по сомнительным долгам МФО

          Создавать такой резерв в налоговом учете на основании ст. 266 НК РФ может любой налогоплательщик (в том числе МФО), работающий по методу начисления, имеющий сомнительные долги. В то же время для некоторых категорий налогоплательщиков ст. 266 НК РФ предусматривает специальные правила резервирования. В первую очередь это касается микрофинансовых организаций. МФО вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, так как у них не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

          Напомним, что в налоговом учете сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Обращаем ваше внимание на то, что в данном случае речь идет о любой задолженности, возникшей из договора на реализацию товаров (работ, услуг), сроки оплаты по которым просрочены.

          Кроме того, не включаются в состав сомнительных долгов суммы задолженности перед налогоплательщиком по займам и по договорам уступки прав требования, данные разъяснения дает Минфин России в своих письмах от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/70, от 12 мая 2009 г. N 03-03-06/1/318 и других. Согласны с таким подходом и арбитры, на что указывает Постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2010 г. N КА-А40/2553-10 по делу N А40-95723/08-98-494.

          Причем заметьте, что критерий сомнительного долга в части срока представляет собой лишь условие о периоде времени, до истечения которого имеющаяся задолженность не может быть включена в состав резерва по сомнительным долгам. Поэтому отнести в состав сомнительных долгов вы можете даже ту задолженность, по которой сроки оплаты в договоре не указаны. Главное, чтобы имел место факт просрочки оплаты, вытекающий из общих сроков исполнения обязательств, установленных ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.

          Как определено ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Причем так как в НК РФ не установлен самостоятельный порядок ее проведения, то в налоговой политике следует прописать порядок инвентаризации дебиторской задолженности. Например, можно закрепить положение о том, что инвентаризация дебиторской задолженности проводится налогоплательщиком в порядке, определенном правилами бухгалтерского учета.

          На основании полученных данных организация группирует дебиторскую задолженность своих контрагентов следующим образом:

          • сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней;
          • сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно;
          • сомнительная задолженность со сроком возникновения более 90 дней.

          Статья 266 НК РФ определяет, что задолженность со сроком возникновения до 45 дней не участвует в формировании резерва, задолженность со сроками возникновения от 45 до 90 включительно включается в состав резерва в размере 50%, а задолженность, превышающая 90 дней, формирует резерв в полном объеме. При этом, в налоговом учете расходы на создание резерва по сомнительным долгам — нормируемые. У микрофинансовых организаций сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов (п. 4 ст. 266 НК РФ).

          После порядка формирования резерва следует отметить, в составе каких расходов учитываются суммы резервирования. На основании пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового периода). Статьей 266 НК РФ определено, что сумма созданного резерва может направляться МФО лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. В силу этого в налоговой политике следует привести критерии признания долга безнадежным, то есть нереальным к взысканию. Напомним, что в налоговом учете безнадежным долгом признается долг, если выполняется любое из следующих условий:

          • по долгу истек установленный срок исковой давности;
          • обязательство должника прекращено:
            • вследствие невозможности его исполнения;
            • на основании акта государственного органа;
            • в случае ликвидации фирмы.

          Напоминаем, что с 1 января 2013 года долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебных приставов (при выполнении некоторых условий), также признаются безнадежными долгами для целей налогообложения. Это касается ситуаций возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

          1. невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
          2. у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

          Для признания долга безнадежным достаточным является выполнение любого из указанных условий, на что Минфин России обращает внимание в письме от 16 ноября 2010 г. №03-03-06/1/725. При наличии нескольких оснований одновременно долг признается безнадежным в период возникновения первой из причин, на что указывает Минфин России в письме от 22 июня 2011 г. №03-03-06/1/373. В состав безнадежных долгов Минфин России относит и обязательства, прекращенные в связи со смертью должника, на что, в частности, указывает Минфин в письме от 18 января 2010 г. №03-03-06/1/8.

          Если к концу отчетного (налогового) периода, на начало которого был создан резерв, часть его осталась неиспользованной, то эту сумму МФО вправе перенести на следующий отчетный (налоговый) период. Если МФО использует это право, то его необходимо закрепить в налоговой политике и привести порядок корректировки резерва, формируемого на следующий год. При этом используется технология корректировки, установленная п. 5 ст. 266 НК РФ, согласно которой если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего года, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов МФО в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если же сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего года, то разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

          Видео удалено.
          Видео (кликните для воспроизведения).

          Источник: http://law115.ru/novosti/article_post/rezervy-na-vozmozhnyye-poteri-po-zaymam-mfo

          Резерв по сомнительным долгам по займам
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here