Содержание
- 1 Финансирование мероприятий по охране труда
- 2 Проводим мероприятия по охране труда: вопросы финансирования и документального оформления
- 3 Финансирование мероприятий по охране труда
- 4 Структура затрат на мероприятия по охране труда
- 5 Бюджетный учет: расходы на охрану труда
- 6 Предприятие проводит мероприятия по охране труда
- 7 Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ
Финансирование мероприятий по охране труда
В статье 226 Трудового кодекса РФ отражены нормы и порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти РФ в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.
Источники финансирования мероприятий по охране труда
Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется:
- За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
- За счет средств работодателей.
- За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
1. Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.
2. Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллективного договора или соглашения.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.
Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.
Работники организации не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Проводим мероприятия по охране труда: вопросы финансирования и документального оформления
Недавно во многих непрофильных СМИ появилась новость, которая мгновенно прибрела популярность: «Минтруд обязал работодателей с 2015 года платить за фитнес работников». Причем, данную информацию за чистую монету приняли не только работники. В нее поверили даже неопытные бухгалтеры и кадровики, а также ИП и владельцы небольших ООО. Давайте разберемся, на что же действительно обязаны тратить деньги работодатели, а также узнаем, как нужно проводить и оформлять мероприятия по охране труда.
Вводная информация
Каждый работодатель вне зависимости от количества работников и системы налогообложения обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Это следует из статьи 212 Трудового кодекса. Для выполнения названной обязанности требуется ежегодно проводить за свой счет мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Типовой перечень таких мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.12 № 181н (далее — Перечень). Всего в Перечне 32 вида мероприятия, например:
- проведение специальной оценки условий труда (п. 1);
- приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой (п. 18);
- реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе, компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях (п. 32).
Сразу скажем, что проводить все без исключения перечисленные в Перечне мероприятия не обязательно. Принимая во внимание специфику своей деятельности, работодатель должен сам решить, какие именно мероприятия ему необходимы. Но совсем отказаться от проведения мероприятий не может ни один работодатель.
Определяем размер финансирования
За счет средств работодателя
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями должно осуществляться в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Это требование части 3 статьи 226 ТК РФ.
Информацию о минимальной сумме расходов, чаще всего, требуется подготовить бухгалтеру (например, в виде служебной записки или бухгалтерской справки). При этом заметим, что законодательство РФ не разъясняет, как именно следует рассчитывать минимальную сумму расходов. В частности, не раскрывается, что именно понимать под затратами на производство и за какой период их учитывать. Однако есть мнение, что работодатель вправе сам установить в локальном акте (или учетной политике), каким именно образом рассчитывается минимальная сумма. Так, например, можно закрепить, что для расчета затрат на текущий год принимаются во внимание затраты прошлого года по данным бухгалтерского учета. Также в конце текущего года можно, допустим, сопоставить фактически потраченную сумму с расходами уже за этот год и решить, требуется ли выделять дополнительные средства на мероприятия по охране труда.
Обратите внимание: 0,2 процента — минимальная планка, установленная ТК РФ. Максимального лимита нет, поэтому профинансировать мероприятия можно и в большей сумме.
За счет средств ФСС
Заметим, что некоторые мероприятия из Перечня (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) совпадают с перечнем предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (п. 3 правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.12 № 580н, далее — Правила № 580н). Так, например, и в тот, и в другой акт включены:
- проведение специальной оценки условий труда;
- приобретение работникам, занятым во вредных условиях труда, средств индивидуальной защиты.
Напомним, что часть расходов работодателя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет взносов «на травматизм», подлежащих уплате в бюджет ФСС. Возмещение расходов осуществляется путем снижения суммы взносов, подлежащих уплате (абз. 2 п. 2 Правил № 580н). Получается, что при проведении, допустим, специальной оценки условий труда, работодатель, фактически, может использовать и свои средства и, вместе с этим, частично получать возмещение из ФСС РФ. Подробнее о возмещении см. «Как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности».
Утверждаем план мероприятий
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда каждый работодатель определяет исходя из специфики своей деятельности. Об этом сказано в сноске к Перечню. Что такое «специфика деятельности» в документе не раскрывается. Однако представляется вполне очевидным, что мероприятия должны быть реально связаны с деятельностью. То есть юридической фирме не следует включать в перечень мероприятия по механизации работ при складировании и транспортировании сырья (п. 12 Перечня).
Выбранные мероприятия (если их несколько) можно прописать в специальном плане (например, на 2015 год). В плане, логично, оговорить:
- наименование мероприятия;
- ответственных исполнителей;
- срок проведения;
- источники финансирования (в этом разделе можно прописать, планируется ли получать возмещение за счет взносов в ФСС).
План следует утвердить приказом. Согласовывать его план со всеми работниками не нужно, поскольку законодательство этого не требует. Однако имейте в виду, что обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда, а также охраны здоровья работников могут быть включены в коллективный договор, содержание которого определяется работниками и работодателем в лице их представителей (абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ). Если в коллективном договоре прописаны условия по охране труда, то план, конечно же, потребуется согласовать с представителем работников, которым, как правило, выступает профсоюз — ч. 3 ст. 8 ТК РФ.
Денежные компенсации на занятия фитнесом
Сейчас в качестве мероприятия по охране труда работодатели могут выбрать выплату работникам денежной компенсации на занятия фитнесом. Это стало возможным с 8 июля нынешнего года, после включения в Перечень пункта 32 (см. «Расширен типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда»). Однако при таком выборе одним лишь утверждением плана мероприятий не обойтись. В описанной ситуации работодателю также придется:
- составить перечень должностей сотрудников, которым будет выплачиваться компенсация;
- определить размер компенсации;
- установить порядок подтверждения работником расходов на спортивные занятия.
Условие о выплате денежной компенсации в рамках мероприятий по охране труда лучше закрепить в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) или коллективном договоре.
На что ещё обратить внимание
При утверждении мероприятий по улучшению условий и охраны труда также стоит иметь в виду следующее:
- Обеспечивать ежегодное проведение мероприятий по охране труда должны не только организации, но и ИП, являющиеся работодателями;
- Если 0,2 процента затрат работодателя на производство — очень маленькая сумма, то можно приобрести недорогой спортивный инвентарь для всех сотрудников (покупку тренажера для общего пользования можно отнести к затратам на фитнес, п. 32 Перечня).
- Специальную оценку условий труда нужно проводить не реже чем раз в пять лет. Следовательно, в течение четырех лет средства нужно тратить на другие мероприятия;
- Работники не должны нести расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ч. 5 ст. 226 ТК РФ);
- Если не проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда, то трудовая инспекция может привлечь к административной на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Организациям может грозить штраф в размере до 50 000 рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Источник: http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2014/9/9054
Финансирование мероприятий по охране труда
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.
Источники финансирования мероприятий по охране труда
Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется:
- За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
- За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
- За счет средств работодателей.
Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.
Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллективного договора или соглашения.
Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.
Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.
Структура затрат на мероприятия по охране труда
Затраты в области охраны труда – это расходы, производимые с целью защиты здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности.
Различают следующие виды затрат в области охраны труда:
- Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
- Затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
- Затраты на страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
1. Затраты на мероприятия по охране труда текущего характера в рамках установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ услуг). Затраты, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организации. Затраты бюджетных организаций производятся за счет средств, выделяемых по смете на содержание организаций.
2. Затраты на выплату компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции.
3. Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Организации периодически должны проводить оценку эффективности мероприятий по охране труда, в том числе предотвращению ущерба, прямых и косвенных потерь.
Экономическая эффективность мероприятий по охране труда – отношение полезного результата (улучшения условий и охраны труда) к затратам на мероприятия по охране труда. Эффективными являются те затраты, которые в наибольшей мере способствуют достижению поставленной цели.
Показателями экономического эффекта могут быть:
- экономия выплат на возмещение вреда пострадавшим;
- снижение суммы страхового взноса в результате получения скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- повышение производительности труда.
Перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
В соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н каждый работодатель обязан обеспечить:
По усмотрению работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.
Для непроизводственных отраслей (торговля, организации культуры, государственные учреждения и др.), а также для процессов, связанных с обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом, монтажом, установкой и сооружением электроустановок, теле- радио- предприятий и предприятий связи, процессов транспортирования, хранения и перевозки, содержание мероприятий по охране труда может отличаться от указанных.
Бюджетный учет: расходы на охрану труда
Одна из обязанностей работодателя — обеспечить сохранность жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда как отдельное направление деятельности учреждения требует определенных расходов. Рассмотрим основные мероприятия и источники их финансирования в бюджетной сфере.
Каждое учреждение самостоятельно определяет для себя обязательный набор мероприятий в зависимости от специфики деятельности. Они должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном акте — Положении об охране труда, которое утверждается руководителем учреждения. Для каждого из мероприятий формируется порядок реализации, источники финансирования и порядок учета.
Типовой перечень мероприятий в сфере охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.
- расходы на специальную оценку труда;
- расходы на медосмотры;
- расходы на покупку средств индивидуальной защиты;
- расходы на обучение.
Все эти затраты ложатся на плечи работодателя, поэтому важно понимать, как отражать их в бухгалтерском учете. Учет расходов на охрану труда удобно вести в учетной программе, там же можно составлять отчеты в разрезе утвержденных мероприятий (программ).
Нужно помнить, что нарушение законодательных требований в области охраны труда влечет за собой административное наказание, максимально — штраф до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП).
Расходы на специальную оценку труда
1-й класс — оптимальные;
2-й класс — допустимые;
3-й класс (с подклассами) — вредные;
4-й класс — опасные.
Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:
Содержание операции |
Дебет
Кредит
Расходы на медосмотры
— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;
— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;
— контакт с больными;
— повышенные физические нагрузки;
— работа с продуктами питания и пр.
Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами. Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.
Расходы на покупку средств индивидуальной защиты
Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.
Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.
В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.
Содержание операции |
Если приобретенные средства индивидуальной защиты соответствуют пунктам 38, 39, 45 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н), учреждение может поставить их на учет как основные средства. В этом случае они будут учитываться не как спецодежда, а как основные средства.
Расходы на обучение персонала
Сотрудники, ответственные за этот участок работы, а также руководитель и заместители руководителя учреждения должны пройти обучение. Это могут быть курсы по охране труда или курсы повышения квалификации. Срок — не позднее одного месяца после трудоустройства. Только после этого они могут проводить обучение и инструктажи остальных сотрудников.
Учреждение из собственных средств оплачивает своим сотрудникам обучение на курсах. Эти затраты отражаются в бухгалтерском учете такими проводками:
Содержание операции |
Дебет
Кредит
Финансирование расходов на охрану труда
Часть мероприятий может оплачиваться из сумм взносов в ФСС, которые должны быть перечислены в текущем году. Объем финансирования — не более 20 % от суммы взносов за предшествующий год за вычетом аналогичных расходов.
Список мер, которые можно оплачивать за счет страховых взносов, объемен. Например, это могут быть расходы на проведение спецоценки условий труда, приобретение аптечек первой помощи или спецодежды, если она произведена в странах ЕАЭС, и другие.
Расходы, компенсированные из средств ФСС, отражаются в бухучете так:
Практический пример
- приглашена сторонняя организация для оценки условий труда — 30 000 рублей;
- по результатам спецоценки уточнены потребности и приобретена спецодежда — 5 100 рублей;
- организован текущий медосмотр работников — 10 500 рублей.
Все расходы оплачены за счет средств на выполнение государственного задания.
Все операции отразим в бухгалтерском учете такими записями:
Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/480055/
Предприятие проводит мероприятия по охране труда
Шишкоедова Н. Н., налоговый консультант
Журнал «Учет в производстве» № 11, ноябрь 2011 г.
Предприятия обязаны проводить и финансировать мероприятия по улучшению условий и охране труда своих работников. Учитывая разъяснения чиновников, рассмотрим, что именно должны делать работодатели и как правильно учесть возникающие при этом расходы.
Какие мероприятия проводить
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда. В частности, предприятие должно обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при использовании инструментов, сырья и материалов, при осуществлении технологических процессов;
– условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда;
– выдачу за счет собственных средств специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– аттестацию рабочих мест;
– проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медосмотров.
Финансирование мероприятий по охране труда
Как прописано в статье 226 Трудового кодекса РФ, мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются прежде всего за счет бюджетных средств. Также они могут оплачиваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Но самое главное, что затрагивает все предприятия, – это закрепленная в статье 226 Трудового кодекса РФ обязанность работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) финансировать данные мероприятия в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Налоговый учет – расходы признаются
Естественно, возникает вопрос: а можно ли учесть расходы работодателя на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в целях налогообложения прибыли?
Да, можно. Основание для этого – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
И это подтвердили специалисты Минфина России в письме от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95.
О возможности налогового учета некоторых расходов, связанных с улучшением условий труда работников, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ чиновники говорили и раньше. К примеру, они поясняли, что можно признавать расходы на проведение медосмотров, предусмотренных требованиями законодательства (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196).
А также расходы на содержание созданных на территории предприятия здравпунктов, в которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109).
Бухучет расходов
Учет операций, связанных с финансированием расходов на обеспечение мероприятий по улучшению условий труда и по охране труда, ведут в общеустановленном порядке.
ООО «Производственник» в октябре 2011 года провело периодический медосмотр работников, которые трудятся во «вредном» цехе. Стоимость услуг медицинской организации по медосмотру составила 300 000 руб. Бухгалтер сделал такие записи:
ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации.
При приобретении спецодежды нужно учитывать требования Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).
Так, если срок эксплуатации спецодежды согласно нормам ее выдачи не превышает 12 месяцев, ее стоимость можно списывать единовременно в момент передачи (отпуска) сотрудникам организации.
В остальных случаях переданная в эксплуатацию спецодежда переводится на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» («Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»).
После этого ее стоимость ежемесячно списывается на расходы в течение всего срока полезного использования спецодежды.
Финансирование расходов за счет соцстраха
Некоторые расходы, направленные на профилактику профзаболеваний и сокращение производственного травматизма работников, можно профинансировать за счет взносов в ФСС России на травматизм.
Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. Правила на 2011 год утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011 г. № 101н.
Воспользоваться такой возможностью могут предприятия, которые подали пакет документов в территориальный орган соцстраха в срок до 1 августа 2011 года и получить соответствующее разрешение.
Общий объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер в 2011 году, не может превышать 20 процентов от суммы страховых взносов, которые были начислены организацией за 2010 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по «несчастному» страхованию (больничных, дополнительных отпусков), которые были произведены в том же 2010 году.
На сумму расходов, «разрешенных» фондом и фактически осуществленных в 2011 году, можно уменьшить сумму страховых взносов на травматизм за 2011 год.
Перечень разрешенных мероприятий
За счет ФСС России в текущем году можно финансировать расходы на:
1) проведение аттестации рабочих мест;
2) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями;
3) обучение по охране труда определенных категорий работников, в частности:
– работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, а также руководителей таких организаций;
– руководителей и специалистов служб охраны труда;
– членов комитетов (комиссий) по охране труда;
– уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
4) приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающих и обезвреживающих средств;
5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредных работах;
6) проведение обязательных периодических медосмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых такое питание предусмотрено Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н;
8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);
9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
После завершения запланированных мероприятий, согласно пункту 10 Правил, нужно представить все документы, подтверждающие произведенные расходы, в территориальный орган ФСС России. Траты, которые не будут подтверждены, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются.
Безусловно, необходимо вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС России отчет об их использовании. Правда, форма такого отчета Правилами не установлена.
Поэтому лучше всего по вопросу о том, по какой форме нужно отчитываться, обратиться в свой территориальный орган соцстраха.
Отметим, что в прошлом году ФСС России рекомендовал использовать для этих целей форму, приведенную в письме от 30 апреля 2010 г. № 02-03-10/07-4138.
Бухгалтерский учет расходов
Финансирование мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний фактически производится за счет средств, начисленных в ФСС России – в тот фонд, в который производится уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и заболеваний.
При этом сам ФСС России – это государственный внебюджетный фонд.
Значит, при отражении операций по финансированию подобных мероприятий нужно исполнять требования ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н). Таким образом, на дату получения решения из фонда о том, что те или иные предупредительные меры разрешается профинансировать за счет средств соцстраха, сумму причитающегося целевого финансирования нужно отразить проводкой:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– отражена сумма целевого финансирования.
Далее по мере осуществления расходов сумма использованного целевого финансирования переносится с дебета счета 86 в кредит счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (при финансировании текущих расходов) или 98 «Доходы будущих периодов» (при финансировании капитальных расходов и расходов на приобретение материальных ценностей).
Если по материальным ценностям, работам и услугам, приобретаемым в ходе подобных мероприятий, организация предъявила к вычету «входной» НДС, восстанавливать его не нужно. То, что данные расходы полностью или частично финансируются за счет средств ФСС России, никак не влияет на вычеты.
Об этом сказано в письме Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615.
ООО «Производственник» в июле 2011 года подало комплект документов в территориальный орган ФСС России для финансирования расходов на проведение медосмотров работников, занятых в основном производстве.
Стоимость услуг медицинской организации по проведению медосмотра составила 300 000 руб. При этом за счет средств фонда будет профинансировано 200 000 руб. А разница в размере 100 000 руб. финансируется за счет средств предприятия.
Медицинский осмотр был проведен в октябре.
Бухгалтер составил такие записи.
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 200 000 руб. – отражено целевое финансирование в размере утвержденного объема финансирования.
ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации;
ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 200 000 руб. – признана в составе доходов сумма использованного целевого финансирования;
ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 76
– 200 000 руб. – зачтена сумма использованного финансирования в счет уменьшения начисленных страховых взносов на травматизм.
Если предприятие финансирует мероприятия за счет своих средств, то произведенные расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли. В случае если они засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм, о проведенных мероприятиях придется отчитаться в фонд, представив не только отчет, но и документы, подтверждающие оплату.
Источник: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/365089.html
Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ
Кандидат экономическиъ наук, специалист в области охраны труда со стажем более 10 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.
Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.
Из статьи вы узнаете:
- Как сформировать перечень затрат по охране труда
- Как подсчитать затраты на обучение по ОТ
Как сформировать перечень затрат по охране труда
Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.
Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.
Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.
Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.
Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.
Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).
Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.
Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.
Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.
Как производят финансирование
Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.
За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):
- закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
- проведение СОУТ
- проведение оценки профрисков
- устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
- установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
- затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п
Как подсчитать затраты на обучение по ОТ
В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.
Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).
Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.
Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.
Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://coko1.ru/articles/protection/zatraty-na-ohranu-truda-chto-uchest-v-rabote-specialistu-po-ot/
Профессионал в области гражданского права с 10 летним стажем.