Психологическая помощь военным

Статья на тему: "Психологическая помощь военным" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Военные страницы

В плане оказания психологической помощи военнослужащим выделяются два направления работы:

1. Осуществление организаторской работы по созданию условий в воинской части и подразделении, предупреждающих негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний, и воспитательная работа командиров всех уровней;

2. Проведение специального психологического воздействия психологом воинской части.

К первому направлению относятся основные меры по профилактике нервно-психических срывов:

— внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

— рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;

— исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих;

— равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов;

— постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;

— создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;

— анализ обстановки в семьях военнослужащих, обмен письмами с родителями, установка в воинской части междугороднего телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужащих по личным вопросам;

— разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

— знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным.

В рамках второго направления психологом воинской части используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в рамках таких методов психологической помощи, как психологическое консультирование, психотерапия и психореабилитация. Некоторые из них, связанные с задачами психологического обеспечения воинской деятельности, мы уже рассматривали выше. Порядок приема психологом в части определяется командиром воинской части, в котором устанавливаются дни, часы и место приема.

Как правило местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении (комната психологической разгрузки, комната для проведения социально-психологических, психофизических тренингов).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Любая из форм деятельности (индивидуальная или групповая) а также методы деятельности психолога состоят из трех блоков-этапов: диагностический (выявление объективного состояния военнослужащего, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнения рекомендаций психолога).

Психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимися за помощью. Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к тому, что:

— субъектами обращения являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

— основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

— основная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому военнослужащему, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении клиента, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивационный настрой, усилий военнослужащего на осуществление определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

— консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими военнослужащими, разрешением межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т.п.

Групповое консультирование проводится в целях сплочения воинских коллективов, снижения в них общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения учебно-боевых задач.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения этой задачи психолог должен располагать предварительными данными о коллективе (о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т.п.).

Психотерапия и психокоррекция предполагают организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и педагогическую (проводят и осуществляют командиры и начальники) и может осуществляться с применением индивидуальных и групповых форм работы.

Психологическая реабилитация предусматривает проведение специальных мероприятий по восстановлению личностного статуса и психологических функций военнослужащего, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов. В ходе психореабилитации применяются те же приемы и методы, которые используются при проведении психотерапии и психокоррекции.

К числу основных методов психотерапии относятся:

рациональная терапия (направлена на коррекцию мышления военнослужащего, путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях);

логотерапия (направлена на преобразование внутреннего мира клиента за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента);

гештальтерапия (направлена на более четкое осознание клиентом своих потребностей, доведение их до целостного образа (гештальта) и его завершение);

поведенческая терапия (отработка в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксационными процедурами необходимого компонента поведения);

нейролингвистическое программирование (НЛП) — система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы;

психоанализ (метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций клиента).

Кроме названных методов психологом части могут применяться и другие. Например, музыкотерапия (воздействие на психику клиента при помощи специально подобранной музыки), арттерапия (воздействие произведениями искусства и самостоятельного творчества), спортивная терапия и т.п. В процессе работы психолог активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные нами в предыдущем параграфе.

Эффективным методом работы является групповой социально-психологический тренинг (СПТ). Проводимые в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют, вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высокой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повысить социально-психологическую компетентность его участников: формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п.

Условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. При этом результатом психологической помощи является разрешение личностью своих психологических проблем. Объективными признаками позитивного эффекта являются многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности, высокие результаты в учебно-боевой и служебной деятельности, хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности и т.п.

Читайте так же:  Можно ли уменьшить размер алиментов


Источник: http://warpages.ru/971

Военные страницы

Исследование индивидуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, которые тем самым нуждаются в оказании психологической помощи. Психологическая помощь оказывается в целях сохранения психического здоровья военнослужащих. Это связано с тем, что в условиях армии военнослужащий сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления. Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса духовного, характерологического и психофизического уровня и разбалансированности психического здоровья военнослужащего в целом.

Таким образом, объектом психологической помощи являются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и расстройства психического здоровья. При этом под психическим здоровьем в условиях воинской службы понимается комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизической усталости, истощенности, наличных адаптивно-компенсаторных возможностей психики.

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важным является как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека. Наиболее общие критерии нормы психического здоровья сводятся к следующему:

— соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соответствие и соразмерность характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

— адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

— способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

— способность к самоуправлению собственным поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

Другими словами нормальный человек — это человек, соответствующий в основных своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуации) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц и, в первую очередь, психолога воинской части.

Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто, человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, правильно определить для себя наилучшую линию поведения, или попросту не обладает необходимыми навыками (принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т.п.).

Наиболее типичной по уровню субъективной трудности для большинства военнослужащих таковой является ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином «адаптация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, с другой, процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от многих привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям. Процесс адаптации протекает больше и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал.

Усугублению негативных психологических проявлений могут служить не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т.п.).

Исходя из этого психологическая помощь имеет комплексный характер, выражающийся:

— в осуществлении профилактических мероприятий: систематической и согласованной работе психолога и других должностных лиц по созданию благоприятных условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждению их психологической перегрузки;

— своевременном выявлении лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи и постоянном психологическом сопровождении;

— непосредственном применении специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным военнослужащим методами психологического консультирования, психотерапии и психореабилитации.

Особым предметом внимания психолога и других должностных лиц должны являться военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости.

Под «нервно-психической неустойчивостью» (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы военнослужащего при значительных физических и психических нагрузках. НПН как интегральный показатель психического состояния подвержена динамике и может изменяться под воздействием многих факторов. НПН не равнозначна психическому заболеванию, а является временным, обратимым явлением. НПН можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.

Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН являются:

— слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;

— психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старо-служащими;

— грубость и педагогические ошибки командиров;

— особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие ненадежность адаптационных и компенсаторных механизмов;

— психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воинском подразделении;

— злоупотребление алкоголем, приводы в милицию, ранний сексуальный опыт, употребление наркосодержащих препаратов;

— факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

Так, например, в результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

Читайте так же:  Максимальный размер за совмещение должностей

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков — заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Источник: http://warpages.ru/967

Военные страницы

I. Общие положения

1. Центр (пункт) психологической помощи и реабилитации (далее — Ц(П)ППиР) создается в дивизии (полку, бригаде) в целях проведения комплекса мероприятий по психологическому сопровождению военнослужащих, сохранению и восстановлению их психического здоровья.

2. В своей практической деятельности должностные лица Ц(П)ППиР руководствуется приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаниями и методическими рекомендациями Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, настоящим Положением.

3. Ц(П)ППиР предназначен для решения следующих задач:

  • организация и проведение психокоррекционной работы с военнослужащими и членами их семей;
  • выявление лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, высоким суицидальным риском, испытывающих затруднения в адаптации к службе, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков;
  • психологическое сопровождение военнослужащих в период прохождения военной службы;
  • психологическая помощь и реабилитация военнослужащих, несущих боевое дежурство, выполнявших особо опасные работы, связанные с риском для жизни, участников боевых действий, других чрезвычайных ситуаций, членов их семей;
  • проведение мероприятий по психопрофилактике самоубийств военнослужащих;
  • повышение психологической устойчивости военнослужащих к неблагоприятным факторам обстановки, снижение нервно-психического напряжения;
  • обучение военнослужащих приемам и методам психической саморегуляции.

4. Должностные лица Ц(П)ППиР имеют право:

  • изучать и анализировать психологическую информацию о военнослужащих нуждающихся в психологической помощи и реабилитации, несущих боевое дежурство, выполняющих (выполнявших) задачи в регионах ведения боевых действий, миротворческих акций, особо опасные работы, связанные с риском для жизни;
  • разрабатывать и осуществлять на практике индивидуальные программы психологической помощи и реабилитации;
  • знакомиться с опытом организации психологической помощи и реабилитации в других государственных, специализированных, научных и общественных организациях;
  • поддерживать научные, информационные и методические контакты с центрами психологической помощи, реабилитационно-восстановительными центрами, другими службами помощи населению;
  • вносить предложения по совершенствованию системы психологи-ческой помощи и реабилитации.

II. Обязанности должностных лиц Ц(П)ППиР

5. Начальник центра (пункта) психологической помощи и реабилитации назначается из числа офицеров, имеющих специальную подготовку в области психологии, владеющих основными методами психодиагностики и психокоррекции. Он подчиняется заместителю командира дивизии (полка, бригады) по воспитательной работе и отвечает за организацию работы Ц(П)ППиР, анализ результатов обследований, обоснованность выводов и рекомендаций, своевременное представление отчетной документации вышестоящему начальнику.
Он обязан:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Ведущий психолог центра психологической помощи и реабилитации назначается из числа гражданских лиц, имеющих подготовку по специальности “психология”, “психоневрология” (или близких к ним) и опыт практической работы. Он подчиняется начальнику центра и отвечает за своевременное выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи, эффективность и качество проводимых психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, оказание неотложной психологической помощи военнослужащим, выполняющим служебные обязанности в экстремальных условиях деятельности.

  • проводить мероприятия психокоррекции и реабилитации военнослужащих;
  • участвовать в мероприятиях социально-психологического изучения и психологического обследования личного состава;
  • выявлять военнослужащих, нуждающихся в социально-психологической помощи и реабилитации;
  • совместно со специалистами военно-медицинской службы комплектовать группы военнослужащих, преимущественно нуждающихся в мерах медико-психологической коррекции и в лечении;
  • проводить психологическое консультирование военнослужащих и членов их семей;
  • совместно со специалистами военно-медицинской службы и психологом соединения осуществлять прогнозирование вероятности развития отдаленных последствий посттравматического стресса и возможные изменения в состоянии здоровья на ближайшее время;
  • устанавливать взаимодействие с гражданскими учреждениями и организациями в интересах проведения психокоррекционных и реабилитационных мероприятий.

7. Психолог центра (пункта) психологической помощи и реабилитации назначается из числа гражданских лиц, имеющих подготовку по специальности “социальная психология”, “медицинская психология” (или близких к ним), опыт практической работы, навыки психодиагностической и психокоррекционной работы. Он подчиняется начальнику центра (пункта) и отвечает за проведение социологических опросов, обработку и анализ полученных данных, их полноту и достоверность, проведение социально-психологического изучения и психологического обследования личного состава, эффективность и качество проводимых им психокоррекционных мероприятий.

  • проводить изучение психологических особенностей военнослужащих, выявлять лиц, нуждающихся в психологической помощи;
  • принимать участие в проведении психокоррекционных и реабилитационных мероприятий с военнослужащими;
  • проводить исследования, направленные на изучение внутригрупповых процессов (общей направленности коллектива на выполнение поставленных задач, внутригрупповой совместимости и др.);
  • осуществлять мероприятия социально-психологической коррекции взаимоотношений в обследуемых воинских коллективах;
  • проводить анализ влияния социально-психологических факторов на морально-психологическое состояние военнослужащих;
  • проводить консультирование командиров частей и подразделений по управлению социальными процессами в воинских коллективах.

Источник: http://warpages.ru/533

От суицида солдат спасет круглосуточная служба психологической помощи

Поговорить со специалистом о своих проблемах военные смогут круглосуточно из любой точки России, где есть мобильная связь. Об этом «Известиям» рассказал куратор социально-психологической службы военнослужащим, член правления общественной организации «Совет родителей военнослужащих» Андрей Доронин. В первую очередь новая служба предназначена для солдат-срочников.

— Мы подобрали профессиональных военных психологов, которые раньше уже работали с военнослужащими. Их около 10 человек, в призыв будем привлекать больше, — пояснил Доронин. — Люди работают круглосуточно, ведь войсковые части дислоцированы от Калининграда до Камчатки.

Психологи работают на добровольных основах, но помощь нескольких спонсорских организаций позволяет выплачивать им небольшие деньги. В период апробации проекта на линию поступало в среднем 10–20 звонков ежедневно. Короткий номер, по которому можно позвонить в службу, публикуют на конвертах с SIM-картами для звонков родителям по льготному тарифу — их новобранцам раздавали в военкоматах.

— У нас работают именно военные психологи. У них большой стаж в Вооруженных силах, и они могут объяснить, почему в армии всё должно быть так, а не иначе, — рассказала военный психолог службы социально-психологической помощи военнослужащим Наталья Корнилова. — Новобранцы попадают в новый коллектив, ощущают физические и морально-психологические нагрузки. Дети «вылезают из-под маминой юбки» и часто не понимают элементарных вещей.

За время апробации службы было зафиксировано несколько звонков от солдат, находившихся в глубокой депрессии и на грани суицида.

— Мы пытаемся объяснить им, что жизнь не заканчивается. Рассказываем, почему суицид считается смертным грехом, какие будут последствия для родителей и родственников, как можно посмотреть на ситуацию иначе, ищем, что можно сделать, — поясняет Корнилова. — Потихоньку человек психологически разгружается, решает подождать, и мы считаем, что это уже результат.

Читайте так же:  Очередь на служебное жилье военнослужащим

Побеги из части, суициды и многие другие неразумные поступки обычно совершаются в состоянии аффекта, когда солдат не в состоянии контролировать свое поведение. Именно в эти моменты особенно важна помощь психолога, поясняет руководитель «Психологического центра на Волхонке» Анна Карташова.

Военнослужащий, уже обращавшийся в службу, организованную обществом родителей военнослужащих, скептически отозвался о беседе с ее специалистом.

— Первое время после призыва мне хотелось домой — я постоянно не высыпался и хотел есть, — говорит призывник. — Психолог ко мне сразу начал обращаться на ты, разговаривал, как со школьником. Он говорил, чтобы я «не тормозил», «был как все» и «не качал права, а то сделают крайним».

По словам Краташовой, телефонные психологические службы созданы для оказания экстренной помощи, «в моменте».

— Но необходимо, чтобы во время телефонного разговора военного никто не слышал, — считает она. — Не очень представляю, насколько это возможно в условиях современной армии.

— Может быть, сто военнослужащих из миллиона и дозвонятся на эту линию, но у большинства из них нет возможности позвонить по телефону матери, жене, не то что в психологический центр — это нереально, — заявили в приемной «Комитета солдатских матерей России». — Кому-то просто захотелось внедрить что-то новенькое в армейскую службу.

Как пояснили «Известиям» в Минобороны, в военных частях и соединениях уже есть специальные комнаты психологической разгрузки, где с военнослужащим может провести беседу войсковой психолог. Кроме того, в его обязанности входит ежедневный контроль психологического состояния военнослужащих. «Разговоры по душам» также ведут военные священники. Кроме того, в каждой казарме есть доска документации — на ней опубликованы телефоны военной прокуратуры, военных следственных отделов, органов внутренних дел и военной контрразведки.

— Военнослужащий вряд ли будет звонить по этим телефонам (расположенным в казарме. — «Известия»), — считает Доронин. — Он звонит человеку, далекому от всего этого (его окружения. — «Известия»). Ему нужно высказаться кому-то нейтральному — на это и был наш упор.

Источник: http://realarmy.org/ot-suicida-soldat-spaset-kruglosutochnaya-sluzhba-psixologicheskoj-pomoshhi/

Психологическая помощь военным

Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных Силах России в середине 90-х годов ХХ в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом (приказ министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г., приказ министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директива министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18 (1996 г.) и др.

Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

  • знание психологических качеств военнослужащих полка;
  • изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
  • выработка предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
  • организация и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
  • оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
  • проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
  • участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
  • организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
  • организация взаимодействия с медицинской службой полка;
  • методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
  • проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
  • участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
  • информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

Для решения этих многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений. Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи. Составление документов, отчетов происходит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РФ» Д-3, 1998 г.

Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу и происходит в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и начальниками и со всеми другими органами воспитательной работы.

Экспертные процедуры по анализу поступков военнослужащего осуществляются при совместном участии всех органов воспитательной работы.

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи

? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Читайте так же:  Право на вторую отсрочку от армии

Текст подготовлен студентом факультета психологии МГУ С.С. Евдокименко на основе беседы с военным психологом.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Источник: http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/3_military.html

Военный психолог

Военный психолог — армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка.

Задачи военных психологов

  • Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.
  • Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений.
  • Улучшение межличностного взаимодействия в армии.
  • Организация эффективной деятельности военнослужащих.
  • Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.
  • Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: Первичная психологическая помощь военнослужащим

Первичная реабилитация военнослужащих, получивших психические травмы, осуществляется непосредственно в воинской части. Исходя из этого на командиров и других должностных лиц частей и подразделений возлагается ответственность за организацию и практическое осуществление реабилитационных мероприятий.

Основными задачами на этом этапе реабилитации будут являться:

  • а) восстановление физической и умственной работоспособности, эмоционально-волевой устойчивости;
  • б) возвращение к военно-профессиональной деятельности, восстановление здоровья, закрепление положительной установки на продолжение служебной деятельности;
  • в) проведение профилактических мероприятий в целях предупреждения рецидивов психических расстройств, сохранения и укрепления психического здоровья.

Командиру, его заместителю по воспитательной работе и другим должностным лицам части важно иметь представление об основных приемах социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевую психическую травму. К числу наиболее доступных, обладающих достаточной эффективностью воздействия на психику подчиненных следует отнести:

  • — применение медикаментозных средств;
  • — приемы психотерапии;
  • — психическую саморегуляцию;
  • — аутогенную тренировку;
  • — самомассаж биологически активных точек и некоторые другие методы воздействия на травмированных военнослужащих.

Для купированиия (остановки, прекращения) возникших у военнослужащих психических расстройств применяют медикаментозные средства, снимающие повышенную возбудимость и раздражительность, нормализующие настроение, стимулирующие нормальное функционирование организма.

К наиболее распространенным успокаивающим средствам относятся:

  • — настойки валерианы, пустырника, горицвета, ландыша;
  • — экстракт или настойка боярышника;
  • — мятные капли;
  • — валидол.

Для стимуляции центральной нервной системы применяются:

  • — пантокрин;
  • — настойка корня женьшеня;
  • — настойки лимонника, левзеи, заманихи;
  • — кофеин.

Среди методов психологической реабилитации важная роль принадлежит психотерапии, которая проводится путем бесед с военнослужащими. Целью таких бесед является:

  • а) успокоение человека;
  • б) демонстрация ему преходящего характера происходящих изменений его состояния;
  • в) ориентирование на выход из травматической ситуации;
  • г) разъяснение механизмов возникновения психических расстройств;
  • д) убеждение военнослужащего в реальных возможностях саморегуляции некоторых нервных процессов.
Читайте так же:  Справка из полиции о задержании для работы

Психотерапия представляет собой вид лечения, когда основным инструментом воздействия на психику человека является слово, умелое применение которого позволяет устранить проявления психической травмы, изменить отношение военнослужащего к себе и своему состоянию.

Сущность разъясняющей (рациональной) психотерапии заключается в психическом воздействии на личность и ее состояние, в аргументированном убеждении человека, коррекции его ошибочных представлений, понятий, суждений, ставших причиной его дезадаптации.

При появлении первых признаков психического расстройства человека, перенесшего психический стресс, необходимо (рис. 2.14):

  • — прежде всего успокоить;
  • — вселить в него уверенность в благополучном исходе случившегося;
  • — сформировать (создать) у него установку на возможность устранения возникших отклонений в состоянии и поведении;
  • — в доступной форме объяснить сущность произошедшего с ним, значение проводимых тех или иных реабилитационных мероприятий.

В процессе реабилитации целесообразно фиксировать внимание военнослужащего на положительных изменениях в его состоянии.

Рис. 2.14. Схематическое представление оказания психологической помощи при появлении первых признаков психического расстройства у военнослужащего

Улучшают настроение людей, положительным образом отражаются на их состоянии: снятие тревоги, опасений, разрешение некоторых сомнений травмированных, отвлечение их от сосредоточенности на болезненных представлениях.

Подрывает доверие к проводящему беседу уверения в том, что «ничего серьезного не произошло», что «все будет хорошо», «что ничего опасного нет и нужно взять себя в руки». Подобные бездоказательные, формальные заявления в подобной ситуации даже вредны. Ибо человек чувствует, что в его организме что-то происходит, и ощущает неприятные и болезненные факторы.

Необходимо учитывать, что военнослужащие, находящиеся в травмированном состоянии, с их обостренной чувствительностью обычно резко реагируют на всякое проявление неискренности, фальши во взаимоотношениях.

Успех воздействия на военнослужащих с боевыми психическими травмами гарантируют сочувствие, сопереживание, умение убедить, что вы хотите помочь, спасти, облегчить состояние.

Общение, контакт с психотравмированными военнослужащими требует развития у командиров необходимых для успешного взаимодействия с людьми специальных психологических и медицинских знаний, умений и навыков, делающих их знатоками своих подчиненных.

Способность офицера к общению характеризуется умением разбираться в других людях и верно оценивать их психику, адекватноэмоционально откликаться на их поведение и состояние, выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями служебной этики и морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям.

Эффективное воздействие на психику травмированных оказывает не только слово, но и манера держаться с ними, выражение лица, интонация голоса, поведение окружающих, обстановка и т. п.

Другой, не менее важной формой психологической реабилитации является общая (косвенная) психотерапия, направленная на создание «психотерапевтического климата» в коллективе, исключающего отрицательные раздражители и, вместе с тем, поднимающего у людей эмоциональный тонус, веру в эффективность принимаемых мер.

В предупреждении психических срывов и восстановлении психического равновесия решающую роль играет умение самого военнослужащего настраивать свою психику и управлять своими состояниями в различных условиях обстановки. Еще И. П. Павлов отмечал, что «человек есть, конечно, система высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» 1 .

Давно известно, что выраженное эмоциональное переживание радости или страха изменяет пульс, артериальное давление, окраску кожных покровов, потоотделение и т. п.

Слова, речь, мысленные образы условно-рефлекторным путем оказывают на функциональное состояние различных органов и систем положительное или отрицательное влияние. Способность человека воздействовать на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов называется психической саморегуляцией.

Пораженные с психическими расстройствами, достигшими уровня психоза и имеющие тенденцию к его затяжному течению, отправляются в психиатрические отделения военных госпиталей, где им оказывается специализированная психиатрическая помощь.

Лечение воинов непосредственно с травмированной психикой осуществляется в психоневрологическом отделении в составе госпиталя для легкораненых (ГЛР), основными задачами которого являются:

  • 1. Установление окончательного диагноза реабилитируемых психоневрологического профиля.
  • 2. Оказание квалифицированной и специализированной психоневрологической помощи.
  • 3. Осуществление комплекса реабилитационных мероприятий до полного восстановления боеспособности.
  • 4. Разработка психотерапевтических программ для пораженных и больных, находящихся в других медицинских отделениях госпиталя.

Восстановительное лечение в ГЛР проводится комплексными методами на фоне своеобразной терапевтической среды, максимально приближенной к повседневным условиям жизнедеятельности воинских коллективов.

Так, например, в одном из эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны в отделении для выздоравливающих был установлен режим, предусмотренный уставом Красной Армии для воинских частей. Весь переменный состав находился на казарменном положении, был одет в положенную для бойцов и командиров военную форму. В отделении обеспечивалась воинская дисциплина, проводились строевые и военно-тактические занятия, физическая подготовка. На занятиях использовалось личное и боевое оружие, макеты для топографических занятий, карты, плакаты и т. п. 1

В интересах психологической реабилитации воинов активно использовались массово-восстановительные методы лечения, такие как трудотерапия, библио- и музыкотерапия (культтерапия), лечебная физкультура, строевые занятия. Сочетание дисциплинирующего режима с трудовыми процессами, отдыхом, значение товарищеского примера и воздействия, влияние командиров подразделения выздоравливающих предупреждало фиксацию болезненных симптомов и развитие неврозов.

Среди форм массовой работы были распространены пешие прогулки, походы в лес для сбора ягод и грибов, выход на реку с загоранием и купанием, участие в обработке земли, уборке сена, прополочных работах и т. п.

Трудотерапия, по мнению специалистов, восполняла отрыв раненых и больных от социально-трудовой среды. Участие в выполнении различных работ поднимало тонус и настроение. Трудотерапия воспитывала волю к труду, устраняла чувство беспомощности, давала удовлетворение и позволяла видеть результаты своего труда. В этих целях использовались разнообразные виды работы (мелкие поделочные, сельскохозяйственные, лесозаготовительные, столярные, сапожные, электро-слесарные и др.). При этом учитывались профессиональные навыки людей.

Большое внимание уделялось созданию в госпиталях благоприятного психологического режима. В эту деятельность постоянно вовлекались больные, не имеющие выраженных психологических проявлений. Осуществлялось проведение собраний офицеров и солдат, выпуск стенной печати, громкие читки газет и т. п. Значительный опыт использования различных форм восстановления психического равновесия воинов накоплен также при оказании помощи раненым и больным, при ликвидации последствий аварий и катастроф. Кроме отечественной практики заслуживает внимания организация психологической реабилитации в вооруженных силах ряда зарубежных государств. Овладение этим опытом позволит командирам совершенствовать подходы к организации и управлению психологической реабилитацией подчиненных, предусматривать меры по восстановлению психического равновесия военнослужащих применительно к условиям и возможностям части, ибо реабилитация должна начинаться как можно раньше после получения психической травмы 1 .

Источник: http://studme.org/330982/psihologiya/pervichnaya_psihologicheskaya_pomosch_voennosluzhaschim

Психологическая помощь военным
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here