Коммерческая тайна инсайдерская информация

Статья на тему: "Коммерческая тайна инсайдерская информация" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

9.3. Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну. Инсайдерская информация

В соответствии с законодательством информация составляет служебную или коммерческую тайну в том случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, условия доступа к такой информации, а также воз- можность ее использования определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между открытостью общества и стремлением не нанести ущерба его интересам.

Регулирование отношений, связанных с отнесением информации к коммерческой тайне, осуществляется Федеральным законом «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. (далее — Закон). К охраняемым отношениям Закон также относит передачу такой информации, охрану ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В Законе используются следующие основные понятия: 1)

коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; 2)

информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; 3)

обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны; 4)

доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации; 5)

передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности; 6)

контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию; 7)

предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций; 8)

разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: •

содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; •

содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; •

о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; •

о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; •

о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; •

о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; •

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; •

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; •

о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; •

о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; •

обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

Читайте так же:  Срок за алименты в россии

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую ин- формацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На документах, предоставляемых органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать: •

определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; •

ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; •

учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; •

регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; •

нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: •

исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; •

обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте- ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи важно, чтобы совет директоров общества утвердил документ, в котором был бы определен перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну (конфиденциальная информация), критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также порядок доступа к ней. Данный документ может стать составной частью Положения об информационной политике общества.

В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении конфиденциальной информации.

В обществе должен осуществляться контроль за использованием инсайдерской информации.

Инсайдерской является существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества.

Незаконное использование такой информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния общества и его деловой репутации, а также нанести вред российскому фондовому рынку в целом.

Контрольно-ревизионная служба общества должна контролировать соблюдение членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требований, предусмотренных внутренними документами общества, для недопущения конфликта интересов и ограничения злоупотреблений при использовании инсайдерской информации между сотрудниками и подразделениями общества.

Совет директоров должен утвердить документ по использованию инсайдерской информации, который может стать составной частью Положения об информационной политике общества.

В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении инсайдерской информации.

Контрольные вопросы 1.

Что понимают под корпоративной информацией? 2.

Что такое информационная политика общества? 3.

Каковы способы раскрытия корпоративной информации? 4.

Как можно охарактеризоватьинформацию, составляющую коммерческую тайну? 5.

Источник: http://lawbook.online/korporativnoe-pravo-knigi/informatsiya-sostavlyayuschaya-kommercheskuyu-20713.html

Закон об Инсайде. К Чему Подготовиться Компаниям — Эмитентам

Компания сама определяет, что отнести к инсайдерской информации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Какая именно информация относиться к инсайдерской, должна определить ФСФР. С одной стороны в законе говорится о том, что перечень информации должен быть исчерпывающим, однако с другой — компании обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации (п. 1 ст. 3 закона об инсайде). При этом оговорки о том, что компании должны составлять такой перечень с учетом акта, изданного ФСФР, нет. Получается, что, если до 31 июля перечень так и не будет утвержден, компаниям придется самостоятельно определять, что относить к инсайду.

Читайте так же:  Кредитный брокер реклама

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. Инсайдерская информация — точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона (ст. 2 закона об инсайде).

Итак, инсайдерской является точная и конкретная информация, которая не распространялась и не предоставлялась третьим лицам, способна оказать влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и включенная в специальный перечень. Информация, которая соответствует признакам инсайда, но не перечисленная в перечне инсайдерской информации конкретной компании, к таковой относиться не будет.
Также у компаний могут возникнуть сложности из-за регулирования режима одной и той же информации разными законами. Так, например, коммерческая тайна теперь входит в инсайд, то в то же время ее использование регулируется Федеральным законом от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – закон № 98). При этом не совсем ясно, по какому из законов будет применяться ответственность за ее неправомерное использование. Вполне возможно, что лица, нарушившие режим использования коммерческой тайны, подвергнутся двойной ответственности.

Кроме этого, нужно учитывать различие терминов «предоставление» применительно к инсайдерской информации и коммерческой тайне как ее возможной составляющей. Коммерческая тайна может и должна передаваться органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций (ст.6 закона № 98). Например: в антимонопольный орган (ст. 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 «О защите конкуренции»), или в орган по экологическому контролю в рамках его компетенции (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.08 № 05АП-473/2008). В то время как инсайд нужно предоставлять только ФСФР России (п.1 ст.9 закона об инсайде). Поэтому при требовании ФСФР предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, следует учитывать, что предоставление коммерческой тайны как части инсайда будет регулироваться Законом об инсайде, а не Законом о коммерческой тайне. Однако, в обратной ситуации, когда госорган запросит предоставить инсайд, который не является коммерческой тайной, компания будет вправе отказать.

Инсайдеры могут передавать информацию через своих родственников

Законом в качестве инсайдеров названы 13 категорий субъектов (ст. 4 Закона) (См. таблицу №1). Как следует из этой статьи, закон относит к инсайдерам только тех физических лиц, которые имеют доступ к информации компании на основании трудовых и гражданско-правовых договоров. Получается, что родственники членов совета директоров или участников общего собрания по закону инсайдерами не являются. Но ведь возможна такая ситуация, при которой близкий родственник члена совета директоров будет предпринимать действия, основываясь на полученной от члена совета директоров информации, тем самым получая преимущественное положение на рынке ценных бумаг. Очевидно, что это является упущением разработчиков закона об инсайде.

Кроме этого, закон об инсайде не указывает прямо, являются ли бывшие работники компаний-участников торговли или корпоративных субъектов инсайдерами. Можно провести следующую аналогию. Как известно, в законе № 98-ФЗ было указано, что работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если соответствующее соглашение не заключалось (ст. 11 закона № 98-ФЗ). Однако данное положение уже признано недействующим (Федеральный закон от 18.12.06 № 231-ФЗ). Поэтому для надлежащего обеспечения режима инсайдерской информации (как и режима коммерческой тайны) рекомендуется иметь соглашение между работником и работодателем, в котором была бы обязанность не использовать инсайдерскую информацию в своих личных целях и после расторжения трудового договора.

В отдельных случаях сделки инсайдеров можно признать недействительными

Закон об инсайде прямо устанавливает, что неправомерное использование инсайдерской информации при совершении сделок не является основанием для признания их недействительными (п. 8 ст. 7). Это положение подтвердило ранее сложившуюся позицию судебной практики о том, что использование служебной информации при совершении сделок карается административной ответственностью, однако не влечет признания таких сделок недействительными (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.08 № Ф08-2196/2008). Такой вывод объясняется тем, что статья 168 Гражданского кодекса говорит о недействительности сделок, противоречащих требованиям закона, только в том случае, если закон не предусматривает иных последствий.

В Законе об инсайде таким последствием является административная или уголовная ответственность. Административный штраф за неправомерное использование инсайдерской информации составит от 3 до 5 тысяч рублей для физических лиц, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а для компаний — в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых физическое, должностное лицо или компания избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее 700 тысяч рублей (ст. 15.21 КоАП РФ). Излишним доходом при этом будет являться разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий. Кроме этого, за неправомерное использование инсайдерской информации может наступить уголовная ответственность (в Уголовный кодекс была добавлена статья 185.6, которая будет применяться только с 31 июля 2013 года) (п. 3 ст. 27 закона об инсайде).

Читайте так же:  Специалисты для санитарной книжки

Однако у компаний все же есть возможность признать сделку, которая заключена с использованием инсайдерской информации, недействительной. Для этого истцу нужно будет убедить суд, что использование инсайдерской информации повлекло умышленное введение одной стороны другой в заблуждение относительно обстоятельств, имеющих значения для заключения сделки. В силу статьи 179 Гражданского кодекса такая сделка будет являться недействительной (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.04.09 № Ф09-1765/09-С5).

Источник: http://www.lidings.com/ru/articles2?id=29

Коммерческая тайна и конфиденциальная информация — способы их защиты

Коммерческая тайна позволяет сохранить секрет успеха предпринимателя от посторонних глаз, поэтому актуальность ее защиты с каждым днем только повышается. Излишняя осведомленность о чужих финансовых достижениях даже может стать поводом для судебной защиты и денежного иска.

Что является коммерческой тайной?

Точное определение было совместно выведено бизнесменами, юристами и кадровыми специалистами. Необходимость предохранения утечки данных возникает там, где работа связана с конфиденциальными данными о получении прибыли, секретном производстве или запатентованном механизме работы. Владелец продуктового магазина или кинотеатра не нуждается в предохранении от знакомства чужаков со способами получения им прибыли. Получается, коммерческая тайна – это понятие, состоящее из:

  1. Специального режима охраны рабочей информации, позволяющей ее создателю систематически наращивать доходы и избежать неоправданных расходов.
  2. Введения и закрепления внутренних мер по предохранению утечки данных.
  3. Самой информации, составляющей секреты создания, выпуска и рекламы товаров или услуг, вслед за которыми может последовать наказание за разглашение коммерческой тайны.
  4. Любых других данных, документов и разработок, делающих предприятие или частного предпринимателя уникальным.

Признаки коммерческой тайны

Критерием зачисления в перечень секретов фирмы служат признаки, которыми должна обладать информация. Они служат для вынесения решения о том, нарушил ли обладатель данных существующий закон или нет. Понятие коммерческой тайны характеризуется такими признаками, как:

  1. Ценность информации в том, что она не должна быть известна всем и каждому. Например, сети фастфуда скрывают рецепты соусов и коктейлей, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
  2. Отсутствие доступа к ней без достижения особой должности или получения специального разрешения. Общеизвестен тот факт, что не каждый работник режимного предприятия знает о том, что производит его фабрика и куда реализует.
  3. Сведения, составляющие коммерческую тайну, охраняются специальными мерами, закрепляемыми в уставе предприятия. Невыполнение этого пункта сводит на нет первые два признака.
  4. Данные несут экономическую выгоду для предпринимателя. Общественные организации не извлекают доход из деятельности, поэтому такая проблема им незнакома.

Функции коммерческой тайны

Функции – это конкретные цели, на осуществление которых направлены охранные меры. Они могут разниться в отличных друг от друга типах бизнеса, но общий контекст все равно их объединяет. Функциями, раскрывающими коммерческий секрет, считаются:

  • разработка критериев отделения ценной информации от бесполезной;
  • определение разных категорий объектов интеллектуальной собственности, не противоречащих законодательству;
  • выбор метода охраны;
  • обсуждение и документирование сведений, подпадающих под понятие тайны;
  • установление правил доступа к ней, а также составление списка лиц, имеющих на то право.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

В действительности фирма сама решает, что считать секретом, принципы ответственности за его обнародование регламентируют действующими законами страны, в которой она зарегистрирована. За разглашение коммерческой тайны служащий отвечает согласно уголовному кодексу. В зависимости от страны составления, он может предполагать в качестве наказания денежный штраф, конфискацию имущества, ограничение свободы, домашний арест или тюремное заключение.

Коммерческая тайна и конфиденциальная информация — отличие

Не всякие данные, которые хотелось бы защитить от чужих, можно называть коммерческим секретом. Разграничить, что относится к коммерческой тайне, а что – к конфиденциальным сведениям, способно гражданское законодательство. Не подлежать огласке могут государственные секреты, тайна переписки двух лиц, персональная информация, материалы судопроизводства и служебная тайна. Они не всегда связаны с получением выручки: там, где начинается прибыль, возникает коммерческий секрет.

Коммерческая тайна и способы ее защиты

Не каждый набор охранительных действий можно назвать действенным в условиях роста числа киберпреступлений. Настоящий рабочий механизм, на который опирается защита коммерческой тайны, включает три элемента:

  1. Организационные меры. Они подразумевают установление максимально полного круга лиц, имеющих свободный доступ к любым данным. Для этого каждый сотрудник компании проходит специальную проверку беседой с психологом.
  2. Технические меры. Установка на рабочие компьютеры программ-антишпионов и дополнительного оборудования, из-за которого коммерческая тайна лишается опасности быть скопированной или извлеченной из жесткого диска.
  3. Правовые меры. Нотариальное заверение круга данных, пригодных к включению в число секретов и подписание внутренних подзаконных актов компании.

Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа

Чем сложнее система защиты предпринимательской тайны, тем соблазнительнее для конкурентов каждый шанс завладеть ею. Промышленный шпионаж – явление, особенно популярное в кругах компаний со средним и высоким доходом. Крупному бизнесмену сотрудник-шпион может нанести серьезный вред, если совершит предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, сторонним лицам. Работников, передающих информацию в третьи руки, сегодня нанимают даже мировые разведывательные службы. Они пользуются проверенными способами разведки:

  • вхождение в доверие у более осведомленных коллег;
  • агентурная работа по вербовке и обещанию материальной выгоды;
  • шантаж.


Источник: http://womanadvice.ru/kommercheskaya-tayna-i-konfidencialnaya-informaciya-sposoby-ih-zashchity

ОТЛИЧИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

Вообще конфиденциальный (от латинского confidentiale) означает доверие. Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В соответствии со ст. ст. 7-9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», выделяется общедоступная информация (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен) и информация с ограниченным доступом (конфиденциальная). Данный термин, применим, поскольку п.2 ст.7 вышеуказанного закона устанавливает, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Таким образом, термин «конфиденциальная информация» является определяющим по отношению ко всем видам информации с ограниченным доступом. Иными словами, если говорить о выделении самостоятельного института «инсайдерской информации», то следует говорить об инсайдерской информации, как об одном из видов конфиденциальной информации. 34

Читайте так же:  Военный билет при устройстве на работу

Необходимо отметить, что общим и для мировой практики, и для российского законодательства является введение в отношении инсайдерской информации специального режима ее обращения и использования. В широком смысле понятие «режим» (управление) интерпретируется как совокупность правил, норм, установленных применительно к определенным объектам управления. Относительно информации под правовым режимом понимаются нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, прядок документирования, доступа хранения, распространения и защиты информации.35

34 Смирнов М.О. Понятие инсайдерской информации и общественная опасность ее незаконного использования//Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. Сборник научных трудов.- Саратов: Сателлит, 2006. –С.306-309

35 Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. — М.: Новый Индекс, 2011, № 1. — С. 86-89

Многие международные организации и инвесторы давно критиковали Россию за отсутствие базового закона, признающего неправомерную торговлю с использованием инсайдерской информации и манипулированием финансовым рынком. Серьезные экономические интересы крупных игроков, огромный размах инсайдерской торговли, а также отсутствие поддержки федеральных властей отодвинули принятие закона об инсайдерской торговле более чем на десять лет. Однако потребность дифференцировать свою ресурсно зависимую экономику, угроза потери национального финансового рынка и значительный отток местных инвесторов в другие международные финансовые центры потребовали немедленного правового регулирования деятельности инсайдеров на рынке ценных бумаг. 37

Впервые на законодательном уровне определение инсайдерской информации было закреплено в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При разработке Федерального закона от 27.07.2010г. № 224-ФЗ ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят во внимание опыт Европейского союза в регулировании отношений, связанных с использованием инсайдерской информации. В основу разработки и принятия российского закона об инсайдерской информации легла европейская Директива 2003/6/ЕС об инсайдерских сделках и манипулировании рынком, принятая 28 января 2003г. По сравнению с системой правового регулирования США, которая не устанавливает на законодательном уровне (а только на судебном) понятие инсайдерской информации, российский закон прямо определил это понятие.

36 Емельянова Е.А. манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции//Конкурентное право.- М.: Юрист, 2012, № 1.-С.11-17

37 Ясус М.В. О новом законе об инсайдерской информации и манипулировании рынком // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 2. С. 67-79.

38 Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

39 Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. — М.: Новый Индекс, 2011, № 1. — С. 86-89

Формулировка «служебная тайна» встречается во многих нормативных актах, но соответствующего этим нормам законодательного определения служебной тайны не существует. Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ от 6 марта 1997г. (ред. от 23.09.2005) № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». 42Согласно п.3 данного Указа служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. К объектам служебной тайны обычно относят военную, судебную, налоговую тайну, а также тайну следствия и т.д. Однако важно отметить, что соотношение инсайдерской информации и служебной тайны можно рассматривать аналогично, что и соотношение коммерческой тайны и инсайдерской информации. Так как признак недоступности информации для третьих лиц должен выступать в качестве основополагающего и придании сведениям служебного характера режима служебной тайны.

Вопросы, связанные со сведениями, составляющими банковскую тайну, регулируются Федеральным законом от 02.12.1990г. № 395-1- ФЗ «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 26 данного закона к банковской тайне относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Также кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.43 Отличие инсайдерской информации от такого вида конфиденциальной информации, как, банковская тайна, состоит в том, что банковская тайна подлежит сохранению практически бессрочно. Должны быть проведены все допускаемые законом действия для того, чтобы эта информация осталась тайной, чтобы она не стала достоянием неограниченного круга лиц. Напротив, инсайдерская информация на финансовом и товарных рынках должна оставаться недоступной для третьих лиц достаточно короткое время, после чего она неизбежно раскрывается.44

Что касается тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), то данный вопрос регулируется ст. 63 Федерального закона 07.07.2003 N 126-ФЗ « О связи». Согласно п. 4 данного закона — сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.45 Согласно п.2 ст. 185 УПК РФ возможно наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном УПК РФ.46 Таким образом, отличие инсайдерской информации от тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) заключается в том, что тайна связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) не должна обязательно раскрываться через какое-то определенное время, а сохраняется бессрочно и может быть раскрыта только по соответствующему решению суда.

Читайте так же:  Может ли работник отказаться от увольнения

40 Федеральный закон от 29.07.2004г. № 98 «О коммерческой тайне» (ред. от 11.07.2011г.) // СПС ГАРАНТ.

41 Емельянова Е.А. манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции//Конкурентное право.-М.: Юрист, 2012, № 1.-С.11-17

42 Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. (ред. от 23.09.2005) №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»//СПС ГАРАНТ

43 Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 02.12.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

44 Гришаев С. Инсайдерская информация и манипулирование рынком: новое в законодательстве // Хозяйство и право. — М., 2010, № 11. — С. 3-18.

45 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 02.04. 2014г.) // СПС ГАРАНТ.

Ключевым отличием инсайдерской информации от других видов информации с ограниченным доступом, таких как банковская, служебная, коммерческая тайна, а также тайна связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) является то, что инсайдерская информация должна охраняться от третьих лиц достаточно короткое время, но затем она подлежит обязательному раскрытию. Сведения, составляющие инсайдерскую информацию должны быть раскрыты в соответствии с порядком, установленном приказом ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».47

Возможность введения в отношении одних и тех же сведений разных правовых режимов приводит к тому, что субъектами отношений, возникающих по поводу этой информации, становятся разные лица. Однако в этом случае разделение конфиденциальной информации на виды по субъектам-владельцам или пользователям не имеет смысла, поскольку конструкция инсайдерской информации несет «надстроечный» характер по отношению к иным видам тайн. Указанные обстоятельства свидетельствуют о появлении новой тенденции в правовом регулировании информации с ограниченным доступом. Она состоит в возможности оформления сложной по составу разновидности конфиденциальной информации, такой как инсайдерская информация, объединившая различные виды тайн, каждая из которых при этом не прекращает своего существования. Таким образом, возникло новое свойство информации с ограниченным доступом, а именно возможность объединения в один правовой режим различных видов конфиденциальной информации, каждый вошедший в объединение вид не прекращает своего существования. 48

47 Приказ ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СПС ГАРАНТ

48 Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции. -М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63

Список литературы

1. Бикбулатов Т.И. Уголовно-правовая охрана инсайдерской информации в России // Уголовное право и современность: Сборник статей. — М.: Юрист, НИУ ВШЭ, 2012, Вып. 4 Т. 1. — С. 19-27

2. Гришаев С. Инсайдерская информация и манипулирование рынком: новое в законодательстве // Хозяйство и право. — М., 2010, № 11. — С. 3-18.

3. Емельянова Е.А. манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции//Конкурентное право.-М.: Юрист, 2012, № 1.-С.11-17

4. Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. — М.: Новый Индекс, 2011, № 1. — С. 86-89

5. Смирнов М.О. Понятие инсайдерской информации и общественная опасность ее незаконного использования//Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. Сборник научных трудов.- Саратов: Сателлит, 2006. –С.306-309

6. Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции. -М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63

7. Ясус М.В. О новом законе об инсайдерской информации и манипулировании рынком // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 2. С. 67-79.

8. Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

9. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 28.12.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

10. Федеральный закон от 29.07.2004г. № 98 «О коммерческой тайне» (ред.от 11.07.2011г.) // СПС ГАРАНТ.

11. Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 02.12.2013г.) //СПС ГАРАНТ.

12. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 02.04. 2014г.) // СПС ГАРАНТ.

13. Федеральный закон от 22.04.1996г. № 39 «О рынке ценных бумаг» (ред. от 28.07.2009г.) // СПС ГАРАНТ

14. Приказ ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СПС ГАРАНТ

15. Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. (ред. от 23.09.2005) №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»// СПС ГАРАНТ

16. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. (ред. от 20.04.2014) № 174-ФЗ// СПС ГАРАНТ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-yurisprudentsii-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-/sektsiya-6-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-spetsialnost-12-00-08/otlichie-insayderskoy-informatsii-ot-drugikh-vidov-informatsii-s-ogranichennym-dostupom/

Коммерческая тайна инсайдерская информация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here