Государственная регистрация ареста недвижимого имущества

Статья на тему: "Государственная регистрация ареста недвижимого имущества" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Статья 28. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Статья 28. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского Кодекса, пунктом 1 статьи 17 Закона вступившие в законную силу решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции (судебные акты) являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»). В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Требования к содержанию решений судов и порядку их вступления в законную силу установлены статьями 198, 209, 329, 335, 367, 375, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 170, 180, 195, 271, 307 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение третейского суда исполняется сторонами третейского соглашения добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебного акта осуществляется при наличии ряда условий:

вступления судебного акта в законную силу;

наличия в судебном акте описания объекта, указания правообладателя и вида подлежащего государственной регистрации права;

указания в мотивировочной или резолютивной части судебного акта предписания о государственной регистрации права лица, в пользу которого принято решение суда.

Пункт 1 определяет исчерпывающий перечень оснований, по которым государственный регистратор вправе отказать в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда. В государственной регистрации прав может быть отказано в следующих случаях:

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства не допускается, поскольку такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Согласно пункту 2 статьи 28 Закона в случаях, если права на объект недвижимого имущества оспариваются в судебном порядке, государственный регистратор в графу «Особые отметки» вносит запись о том, что в отношении данных прав заявлено право требования со стороны конкретного лица. При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода данного права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества.

Комментируемый пункт определяет обязанность судебных органов направлять в трехдневный срок копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Законодателем также закреплены особенности государственной регистрации ограничений (обременений) прав на основании судебных актов.

Органы, наложившие арест на недвижимое имущество, обязаны в трехдневный срок направить заверенную копию решения о наложении ареста в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Государственная регистрация арестов недвижимого имущества проводится без уплаты государственной пошлины.

Поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя.

Настоящий пункт содержит правовые предписания об обязательном информировании органов по государственной регистрации в отношении граждан, ограниченных в дееспособности, признанных недееспособными, а также лиц, находящихся под опекой или попечительством либо несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения, оставшихся без родительского попечения (например, родители признаны судом недееспособными, длительно отсутствуют в служебной командировке).

Объем правосубъектности граждан имеет существенное значение при определении прав и обязанностей участников сделок, правомочий в отношении объектов имущества, а также юридических последствий совершаемых ими действий.

В соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса дееспособность граждан ограничивается в судебном порядке при наличии двух условий: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами; тяжелое материальное положение семьи, связанное с названными злоупотреблениями. Над гражданами, ограниченными в дееспособности, устанавливается попечительство, и совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату (пенсию, стипендию) и иные виды доходов, а также распоряжаться ими они могут только с согласия попечителя.

Согласно статье 29 Гражданского кодекса гражданин может быть признан судом недееспособным при наличии двух условий: психического расстройства; невменяемости (неспособности гражданина понимать значения своих действий или руководить ими). Над недееспособными гражданами устанавливается опека, и все сделки от их имени совершает опекун.

Опека и попечительство предусмотрены для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут сами участвовать в гражданско-правовых отношениях, а в отношении несовершеннолетних также и в целях их воспитания (пункт 1 статьи 31 Гражданского кодекса).

В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденными Приказом Федеральной регистрационной службы от 7 июня 2007 г. N 112, при поступлении копии вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, в графу «Особые отметки» непогашенного листа записи подраздела II-1 Единого государственного реестра прав, на котором зарегистрировано право собственности названного гражданина, рекомендуется внести следующую запись:

Читайте так же:  Заявление на увольнение будучи в отпуске

слова «Ограничен в дееспособности» или «Признан недееспособным»;

реквизиты вступившего в законную силу решения суда;

дату поступления вступившего в законную силу решения суда;

номер книги учета входящих документов и номер записи в этой книге, под которым в ней зарегистрировано данное решение.

При поступлении сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, в графу «Особые отметки» непогашенного листа записи подраздела II-1 Единого государственного реестра прав, на котором зарегистрировано право собственности гражданина, членами семьи которого являются указанные лица, рекомендуется внести следующую запись:

слова «Проживающий. (Ф.И.О. члена семьи) находится под опекой» или «Проживающий. (Ф.И.О. члена семьи) находится под попечительством», или «Проживающий. (Ф.И.О. несовершеннолетнего члена семьи) остался без родительского попечения»;

наименование органа опеки и попечительства;

реквизиты поступившего документа, содержащего указанные сведения;

дату поступления данного документа;

номер книги учета входящих документов и номер записи в этой книге, под которым в ней зарегистрирован указанный документ.

Нормативные установления пункта 4 статьи 28 Закона призваны обеспечить создание дополнительных гарантий безопасности для участников рынка недвижимости, а также защиту конституционных прав собственников и иных правообладателей на объекты недвижимого имущества.

Источник: http://base.garant.ru/5810831/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Наложение ареста на имущество. Снятие ареста с имущества. Основания ареста имущества. Виды арестов (запрещений) прав на недвижимое имущество.

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) (п.1 ст.4) предусмотрена обязательная государственная регистрация ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, к которым абз.4 ст.1 Закона о регистрации относит наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Государственная регистрация производится путем внесения записи о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) на основании представленных документов с соблюдением установленного Законом о регистрации порядка. Статьей 12 Закона о регистрации и Правилами ведения ЕГРП предусмотрен порядок внесения в ЕГРП записи об ограничении (обременении), к которым относится арест имущества.

Внесение в ЕГРП записи об аресте имущества означает, что права собственника на распоряжение данным имуществом ограничены. В период действия ареста собственник не может отчуждать данное имущество или по-иному распоряжаться им.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав установлены ст. 18 Закона о регистрации, согласно которой: «Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание».

В соответствии с пунктом 6 ст. 12 Закона о регистрации, пунктом 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 года № 219 (далее – Правила), в записях Единого государственного реестра прав о физическом лице указывается: фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного или преимущественного пребывания, о юридическом лице указываются: полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, юридический адрес, дата и место государственной регистрации, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес фактического местонахождения .

Об объекте недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указываются следующие данные: адрес, наименование, назначение, общая площадь инвентарный номер и литер (соответствующие идентификационные данные из паспортов технического учета для зданий и сооружений); этажность и подземная этажность (число этажей для зданий и сооружений); этаж (номер этажа и этажей для нежилых помещений и квартир); номер на поэтажном плане (в случаях, когда помещение не имеет никаких других номеров, кроме номеров на поэтажном плане здания или сооружения).

Органы, имеющие право накладывать аресты на недвижимое имущество и выносить запреты на совершение сделок с ним:

Суды общей юрисдикции

Налоговые и таможенные органы, с санкции прокурора.

Действующим законодательством установлены следующие виды ограничений (арестов, запрещений) прав на недвижимое имущество:

1. В порядке гражданского, арбитражного судопроизводства арест недвижимого имущества ответчика применяется в качестве меры обеспечения иска. О наложении ареста суды общей юрисдикции, арбитражные суды выносят определения (ст.ст. 139,140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 90, 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

2. Судами общей юрисдикции и арбитражными судами может применяться и такая мера по обеспечению иска, как запрещение ответчику (собственнику или правообладателю недвижимости) совершать определенные действия, как правило, по отчуждению данного имущества. О наложении запрещения соответствующий суд выносит определение (ст. 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

3. В порядке уголовного судопроизводства в целях обеспечения гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном статьей 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При решении вопроса о наложении ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

Читайте так же:  Отмена алиментов практика

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого (ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

4. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении и (ст.ст.9,45,46,51 Федерального закона от 21.07.1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

5. В порядке обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности по налогу — арестом имущества, признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации).

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

( ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отмена ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ними, наложенных судами общей юрисдикции, арбитражными судами, должностными лицами налоговых и таможенных органов.

Отмена обеспечительных мер принятых судом общей юрисдикции производится в соответствии со ст. 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда.

Об отмене мер по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.

Отмена обеспечительных мер принятых арбитражным судом производится по ходатайству лица, участвующего в деле, и может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.

Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения ходатайства об отмене обеспечения иска выносится определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения. Копии определения об отмене обеспечения иска в зависимости от вида принятых мер направляются также в государственные органы, иные органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества или прав на него (ст. 97 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации).

В порядке уголовного судопроизводства наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость (ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

При наложении ареста на имущество налоговыми или таможенными органами,- решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом (п. 13 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 9.1.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 года № 36, направляемые на исполнение копии приговоров, решений, определений, постановлений и выдаваемые судом исполнительные документы заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, либо председателем суда, секретарем суда, а так же гербовой печатью, кроме того в необходимых случаях иметь отметку о вступлении данного решения, постановления, определения в законную силу.

Источник: http://av-ue.ru/arests.htm

Письмо Росреестра от 19.02.2016 N 14-01159/[email protected] «О рассмотрении писем» (вместе с Росреестра от 20.05.2014 N 14-06458/14 «О рассмотрении обращения»)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 19 февраля 2016 г. N 14-01159/[email protected]

О РАССМОТРЕНИИ ПИСЕМ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Управление), рассмотрев письма ФГБУ «ФКП Росреестра», сообщает.

Позиция Управления по вопросу принятия органом кадастрового учета решения по результатам рассмотрения заявления о кадастровом учете объекта недвижимости (объектов недвижимости, образованных из объекта недвижимости), в отношении которого в государственном кадастре недвижимости имеются сведения об ограничении права в виде ареста, направлялась в ФГБУ «ФКП Росреестра» в рамках рассмотрения обращения юридического лица письмом от 20.05.2014 N 14-06458/14.

Как сообщалось в указанном письме, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастровый учет недвижимого имущества — это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Целью государственного кадастрового учета объектов недвижимости является последующая государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на данный объект недвижимости.

При этом статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества, и применяются в том числе для сохранности имущества.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства, запрет распоряжения — это ограничение прав собственника в течение определенного срока не совершать какие-либо действия с имуществом, которые могут привести к его отчуждению.

При этом арест, наложенный судом в качестве обеспечительной меры, по нашему мнению, не дает возможности в целом распоряжаться объектом недвижимого имущества, в отношении которого он наложен, в том числе осуществлять его раздел или иные преобразования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данный вывод также следует, например, из определения Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2013 по делу N 41-23979/12 «Об обеспечении иска».

Читайте так же:  Жалоба алименты твердой денежной сумме

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем следующее.

При решении вопроса о возможности осуществления того или иного учетного действия орган кадастрового учета должен учитывать объем ограничения права. Необходимую информацию можно получить, направив запрос в порядке внутриведомственного взаимодействия в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Учитывая изложенное, полагаем, что при поступлении в орган кадастрового учета заявления и (или) документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в отношении которого наложен арест, органу кадастрового учета следует принимать решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре в случаях, если изменение соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости может повлиять на изменение правового режима объекта недвижимости, в отношении которого наложен арест (например, изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка, категории земель, к которой отнесен земельный участок, назначении здания, помещения).

Если изменение сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в отношении которого наложен арест, не влияет на изменение правового режима такого объекта, например, изменение адреса, кадастровой стоимости объекта недвижимости, осуществление кадастрового учета полагаем возможным.

Аналогично считаем, что в отношении указанного объекта недвижимости может быть исправлена обнаруженная органом кадастрового учета техническая ошибка, осуществлен учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий, если объектом недвижимости является земельный участок.

Также могут быть внесены изменения в соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре в сведения государственного кадастра недвижимости о смежном земельном участке, в отношении которого наложен арест (при этом соответствующая часть границы земельного участка должна быть согласована с правообладателем данного смежного земельного участка). В данном случае нарушение режима ареста не происходит, поскольку установление описания границ земельного участка не является распоряжением земельным участком (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 по делу N 305-КГ/15-7535).

В случае поступления заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (объектов недвижимости), образованных из объекта недвижимости, на который наложен арест, осуществление кадастрового учета, на наш взгляд, должно приостанавливаться по вышеуказанному основанию.

Кроме того, полагаем, что органом кадастрового учета не должно осуществляться аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, в отношении которого наложен арест, носящих временный характер, поскольку это приведет к прекращению существования самого предмета ареста.

Рассмотрение вопроса о возможности осуществления учета преобразуемого объекта недвижимости или снятия с учета преобразуемых объектов недвижимости в случаях, указанных в частях 3 и 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, должно осуществляться с учетом изложенного и содержания ареста (в том числе с учетом того, в отношении какого объекта недвижимости (образованного или исходного) наложен арест).

Внесение в государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости сведений об ограничении права в виде ареста или установленном запрете на совершение кадастровых процедур, возникающих на основании решений (актов) уполномоченных лиц и органов (не судов), полагаем возможным в порядке, аналогичном установленному пунктом 62.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

И.о. начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 20 мая 2014 г. N 14-06458/14

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, учитывая информацию, представленную ФГБУ «ФКП Росреестра», сообщает следующее.

По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в связи с образованием многоконтурного земельного участка путем раздела земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с кадастровым номером, органом кадастрового учета принято решение об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости (далее — Решение) на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

Одной из причин отказа послужило в том числе наличие в государственном кадастре недвижимости ареста, наложенного на преобразуемый земельный участок с кадастровым номером, о чем имеется запись в разделе «Заключение кадастрового инженера» представленного межевого плана.

Согласно приложенной к обращению копии постановления Тверского районного суда г. Москвы данным судом наложен арест на земельный участок с кадастровым номером, а также запрет собственнику земельного участка на распоряжение имуществом в виде заключения договоров купли-продажи, аренды, залога и иных сделок, предметом которых является отчуждение или обременение данного имущества.

В соответствии со статьей 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет недвижимого имущества — это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Целью государственного кадастрового учета объектов недвижимости является последующая государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на данный объект недвижимости.

При этом статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества, и применяются в том числе для сохранности имущества.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства, запрет распоряжения — это ограничение прав собственника в течение определенного срока не совершать какие-либо действия с имуществом, которые могут привести к его отчуждению.

При этом арест, наложенный судом в качестве обеспечительной меры, по нашему мнению, не дает возможности в целом распоряжаться объектом недвижимого имущества, в отношении которого он наложен, в том числе осуществления его раздела или иных преобразований.

Данный вывод также следует, например, из определения Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2013 по делу N 41-23979/12 «Об обеспечении иска».

Читайте так же:  Дополнительный отпуск без больничного листа

При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дополнительно информируем, что в соответствии с частью 13 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО

Источник: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosreestra-ot-19.02.2016-N-14-01159_16_/

Как наложить и снять запрет на регистрационные действия с недвижимостью

Запрещение сделок с недвижимостью (значение для УФРС собственника и юридические причины)

Обозначенный запрет для УФРС (если он инициирован собственником) — это невозможность рассмотрения заявления (плюс комплекта приложений к нему) на совершение тех или иных регистрационных действий при их подаче несобственником. Не поможет даже нотариальная доверенность (с соответствующими полномочиями) у несобственника имущества. Регистрация запрета на совершение действий по регистрации в отношении собственника означает, что последний не сможет распоряжаться недвижимостью (продажа, дарение и т. д.). Владение и пользование ею сохраняются. Запрещение не сработает, если основанием для регистрационных действий является решение суда.

Теперь о юридических причинах запрещения регистрационных действий с недвижимостью. Это происходит при сервитуте, ипотеке и т. д, когда закон прямо на это указывает. Запрет на продажу недвижимости может стать следствием соответствующего судебного решения. Постановление о запрете регистрационных действий с недвижимостью может вынести и пристав-исполнитель в рамках какого-либо исполнительного производства. О запрете на продажу квартиры без личного участия может заявить ее собственник (чтобы защититься от мошенников).

Ниже мы подробнее распишем каждую причину, а пока напомним, что совершение сделок с недвижимостью в основном регулируют ГК РФ и ФЗ от 13.07.2015 № 218. По п. 3-5 ст. 1 указанного ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это юридический акт, которым признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение этого права и обременение недвижимого имущества (госрегистрация прав). Названная процедура воплощается через внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором есть в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация права в указанном реестре — это единственное доказательство существования зарегистрированного права.

Какие объекты может затрагивать данная мера воздействия

Недвижимые вещи (по п. 1 ст. 130 ГК РФ ) — это участки земли, недр и все, прочно связанные с землей вещи, которые нельзя переместить без несоразмерного ущерба их назначению (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства).

Также сюда относятся воздушные морские и внутренне-плавательные суда, которые подлежат государственной регистрации. Закон может относить к недвижимости и другое имущество.

Сюда же относятся жилые и нежилые помещения, а также машино-места, если границы таких помещений, частей зданий, сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Таким образом можно установить запрет на продажу имущества, которое указано выше.

Как запрет на регистрационные действия с недвижимостью накладывают приставы или суд

Скажем сразу, что судебные приставы используют данную меру воздействия для принудительного исполнения того или иного судебного решения, а суды только обеспечивают через нее какой-либо иск, без принудительного исполнения.

Запрет на регистрационные действия с недвижимостью судебными приставами накладывается через принятие соответствующего постановления. Действует судебный пристав при этом в пользу взыскателя и в силу ст. 80 ФЗ от 02.10.2007 № 229, которая наделяет его таким правом.

Запрещение налагается и по судебному определению, которое обеспечивает иск. Такая возможность предусмотрена гл. 13 ГПК РФ . Ходатайство о запрете регистрационных действий с недвижимостью могут подать лица, участвующие в деле. Определение суда о соответствующем обеспечении иска исполняется немедленно, по разделу VII ГПК РФ . Истцу выдается исполнительный лист, а ответчику направляют копию определения суда. Приставы в данном случае руководствуются ч. 6 ст. 36 ФЗ от 02.10.2007 № 229.

Как происходит регистрация запрета на совершение регистрационных действий по воле собственника имущества

Услуга доступна как физическим, так и юридическим лицам. Например, инициировать запрет на регистрационные действия с квартирой. По пп. 5 п. 1 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 № 218 на такие действия имеет право собственник главным образом в целях защиты от мошеннических действий. Однако если мошенник будет выдавать себя за собственника и предъявит ваш паспорт, велика вероятность, что его замыслы удадутся.

Обращаться для оформления запрета на регистрационные действия нужно в:

  • Росреестр (его территориальный офис), который и будет накладывать данную меру воздействия, соответственно, туда и поступит необходимый комплект документов;
  • надлежащий филиал Федеральной кадастровой палаты (есть в каждом регионе РФ);
  • МФЦ (лучше обращаться туда);
  • можно оформить в электронном виде через сайт Росреестра с заверением электронной подписью.

Росреестр защитит ваше имущество в течение пяти рабочих дней после поступления туда необходимых документов, в том числе:

  • заявления в свободной форме, где разборчиво (без помарок, дописок и сокращений) указана информация о заявителе, объекте недвижимости, плюс соответствующее требование, скажем, наложить запрет на любые действия с квартирой;
  • документы о праве собственности на соответствующий объект и удостоверяющие личность заявителя.

В целом заявление должно обладать следующей структурой:

  1. Ф.И.О. заявителя с его паспортными данными.
  2. Адрес (по месту регистрации).
  3. Сведения об имуществе, на которое нужно воздействовать.
  4. Просьба о таком воздействии.
  5. Подпись заявителя и датировка.

В результате указанных действий в ЕГРН внесут соответствующую запретную запись, которая приведет к возврату любого регистрационного заявления от несобственника объекта (по п. 4 ст. 25 ФЗ от 13.07.2015 № 218), даже того, который обладает доверенностью. Данная услуга оказывается бесплатно. Обойти обозначенное запрещение получится только через:

  • решения суда или уполномоченного сотрудника Росреестра;
  • постановление судебного пристава.

Что будет, если нарушить запрет

Если Росреестр совершит регистрационные действия при установленном на это запрете, его привлекут к ответственности. Такая сделка по п. 1 ст. 174.1 ГК РФ ничтожна. Это означает, что участники сделки должны будут вернуть друг другу все, что они получили по ней.

Читайте так же:  Сколько делается зарплатная карта втб

Правда, по п. 2 указанной статьи, недвижимость можно будет законно продать (и с таким запрещением), чтобы погасить задолженность перед кредитором, в чьих интересах такое обременение и было установлено. Исключениями будут случаи отсутствия соответствующей информации о запрете у приобретателя. Тогда последний сможет признать сделку ничтожной по ст. 168 ГК РФ .

Как снять запрет на регистрационные действия с недвижимостью

Как обозначенная мера воздействия будет сниматься, напрямую зависит от того, как она была наложена. Если ограничение наложено по инициативе собственника, то и отменят его аналогичным наложению образом (см. выше).

Снятие запрета пристава для регистрации недвижимости происходит по решению пристава, который его наложил. Надлежащее ограничение можно снять или удовлетворив требования взыскателя (скажем, оплатив кредитную задолженность), или когда стоимость арестованного имущества не соответствует сумме исковых требований.

Могут снять запрещение и когда владелец заявит о замене ограниченной собственности на иную. Правда, в данном случае соответствующее ходатайство могут и не удовлетворить.

Суд отменит надлежащую запретительную меру после отказа в удовлетворении исковых требований, которые обеспечивались подобным образом.

Источник: http://ppt.ru/art/nedvizimost/zapret-na-deystviya

Государственная регистрация арестов недвижимого имущества

В соответствии с процессуальным законодательством аресты и запрещения распоряжения имуществом являются мерами:

· обеспечения имущественных исков в производстве арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

· обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества;

· принудительного исполнения судебных актов и других исполнительных документов;

· обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и таможенных сборов.

8.4.1. Аресты на имущество (запрещения распоряжения) могут налагаться:

· на имущество налогоплательщика-организации — постановлением руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа — с санкции прокурора (п. 6 ст. 77 НК);

· в исполнительном производстве — постановлением судебного пристава или постановлением о возбуждении исполнительного производства (ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве));

· в уголовном производстве — постановлением суда (ст. 115 УПК);

· в гражданском судопроизводстве — определением суда общей юрисдикции или арбитражного суда об обеспечении иска, которое вступает в силу и приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов (ст. 96, 187 АПК, ст. 142 ГПК).

В настоящее время иные правоохранительные органы не могут налагать имущественные аресты. Согласно ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о наложении ареста на имущество, в том числе в ходе досудебного производства. Определение суда является достаточным основанием для регистрации арестов (запрещений), дополнительного представления в регистрационную службу исполнительных листов или постановлений судебных приставов о наложении ареста не требуется.

Государственная регистрация арестов и запрещений как публичных ограничений права отличается от регистрации прочих ограничений (обременений) частного характера (аренды, ипотеки, доверительного управления) и имеет следующие особенности.

1. Аресты регистрируются без заявления и без оплаты пошлины при получении регистрирующим органом копий решений о наложении ареста, направленных наложившими арест органами в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о регистрации и п. 6 ст. 93 АПК. Арест может быть зарегистрирован и по заявлению заинтересованного лица (истца, взыскателя).

2. После регистрации ареста (запрещения) орган по регистрации обязан в течение пяти рабочих дней уведомить правообладателя о регистрации ограничения его права.

3. Порядок регистрации арестов зависит от того, зарегистрировано ли право на арестованное имущество, и открыт ли соответствующий раздел ЕГРП.

Если открыт раздел ЕГРП на подвергшийся аресту объект недвижимости, проводится регистрация ареста путем внесения записи в подраздел III-5. При этом следует учитывать, что арест является ограничением прав конкретного лица, которому объявлен запрет, а не любого собственника данной недвижимости. Если в ЕГРП зарегистрировано право иного лица, арест не может быть зарегистрирован.

Если в ЕГРП отсутствует раздел по арестованному объекту, вносится запись в предназначенную для этого книгу учета арестов, запрещений совершения сделок. Арест (запрещение сделок) не препятствует регистрации существующего права лица, которому объявлен запрет. В случае регистрации права на арестованное имущество после поступления документа о наложении ареста одновременно должен быть зарегистрирован и арест. После регистрации ареста (запрещения) в ЕГРП в книге учета арестов в графе «Примечание» указываются: слово «зарегистрирован», дата и номер регистрации ареста (запрещения).

4. Порядок регистрационных действий в случае совершения сделок с арестованным имуществом зависит от времени поступления сведений об аресте.

Если документ о наложении ареста или запрета поступит в регистрирующий орган после принятия заявления о регистрации сделки (перехода права) до внесения записи в ЕГРП, регистрация приостанавливается до его снятия (п. 4 ст. 19 Закона о регистрации).

Если запись об аресте, запрещении сделок с недвижимым имуществом внесена в ЕГРП до принятия заявления о сделке (переходе права), регистратор должен запросить дополнительные сведения о сохранении в силе данных запретов. Регистрация перехода права на арестованное имущество может быть приостановлена не более чем на месяц, с тем чтобы заявитель представил дополнительные доказательства о наличии у него оснований для государственной регистрации, например, акта (решения, определения, постановления) о снятии ареста (запрещения). Если такой документ не будет представлен, в регистрации перехода права, сделки отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

8.4.2. Приостановление государственной регистрации по решению, определению суда указано в п. 4 ст. 19 Закона о регистрации. Регистрация приостанавливается:

· на указанный судом срок;

· до отмены судом своего решения (определения) о приостановлении;

· до наступления указанного судом события (например, окончания рассмотрения спора).

Приостановление сопровождается внесением соответствующей отметки в ЕГРП — в графу «Особые отметки» после записи о правопритязании. Судебный акт о приостановлении регистрации должен быть адресован регистрирующему органу. Акты судебных и правоохранительных органов о наложении арестов и запрещений, адресованные правообладателям, являются основанием для регистрации ограничений их прав.

ГЛАВА 9. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ОСНОВАНИИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.org/2-74218.html

Государственная регистрация ареста недвижимого имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here