Формы государственного кредита государственный долг

Статья на тему: "Формы государственного кредита государственный долг" написанная понятным языком. Поскольку каждый конкретный случай уникальный, то у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Их вы всегда можете задать дежурному специалисту.

Тема № 17 Государственный кредит и государственный долг

1. Сущность, формы и методы государственного кредита

2. Международный государственный кредит

3. Государственный долг. Внешний долг


4. Управление государственным долгом

5. Экономические последствия государственного долга

1. Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной стороной является государство, а кредиторами или заемщиками юридического и физического лица.

Посредством государственного кредита на начало возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов.

Роль государственного кредита сводится его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование первоочередных нужд государства

Государственный кредит различаются по видам:

Во внутренним кредитом гос-кредитные отношение возникают между правовым, местными органами власти, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций, как заемщиков, так и кредиторов

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти с одной стороны и правительства, банки, компании др. государств, а также международные финансовые, банковские организации с другой…

Условный государственный кредит представляется как обязательство правительства по гарантиям, выданным кредитором других стран взаймы, полученными отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти…

Основной формой государственного кредита, государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в котором государство уступает главным образом в качестве должника. Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа и ее видам доходности

По срокам погашения различаются займы:

1) кратковременные (до 1 года)

2) среднесрочные (от 1 до 3 лет)

3) долгосрочные (свыше 5 лет)

По месту размещения займы подразделяются на:

Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

По способам размещения различаются займы:

2) размещаемые по подписке

Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь натуральную форму.

В зависимости от эмитента займы разделяются на:

1) займы центрального правительства

2) займы местных органов власти (муниципальные займы)

По видам доходности займы могут быть:

1) процентными, когда заимодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке

2) выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций , тираж погашения или тираж выигрыша)

Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета, предусмотренных мероприятием при поступлении или недостатками поступлений доходов. Используется такая форма кредита, как казначейские обязательства (ГКО)

ГКО выпускается в безбумажной (дематериальной) форме, сроками на 3,6,9,12 месяцев юридическими лицами, коммерческих банков, предприятий, фирм

Формой государственного кредита являются обращение части остатка по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда, для финансирования государственных расходов.

Следующая форма государственного кредита — привлечение средств центрального пенсионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесцениванием денежной массы в обращении. Даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, т.е. с учетом действующей нормы ссудного %, это связано со значительным разовым влиянием денег в экономики.

Бюджетным кодексом РК предусмотрены следующие виды и формы гос. Займов:

1) по отношению к заёмщику:

— займы правительства РК

— займы нац. банка РК

-Займы местных исполнительных органов РК

2) По рынкам ссудного капитала:

3) по форме заимствования:

-выпуск гос. ценных эмиссионных бумаг (краткосрочные со сроком обращения до 1 года4 среднесрочные – от 1-10 лет)

-заключение договоров о займах

2) Международный кредит – займы, предоставляемые госбанками, а также другими физ. и юр. лицами одних стран банкам и иным физ. и юр. лицам других стран.

Международный гос. Кредит представляет собой движение матер. рес-сов стран в сфере международных экономических отношений, предоставляемых в товарно-денежных формах во временное пользование за определённую плату %, на условиях возвратности.

Субъектами кредита выступают страны в лице гос. Уполномоченных органов.

Формами международного кредита являются:

1. Внешние займы, при которых имеет место передача займодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств на срок, по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами взятую сумму.

2. Официальная помощь развитию, предоставляется с целью поддержки экономического развития зарубежными организациями. Цель предоставления помощи носят коммерческий характер в отличии от займов, то есть кредиторы не стремятся максимизировать свою прибыль, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны.

3. Экспортных или «связанных кредитов» предоставление таких кредитов связано с поставками в страну-заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижение товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.

4. Компенсационных соглашений – вид внешенеторговых соглашений, при которых покупатель товара оплачивает стоимость поставками других товаров.

3) Госдолг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос займам.

Капитальный долг — представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Текущий долг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Гос долг вызван использованием госзаймов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Гос долг погашается государством за счет средств госбюджета.

Внешний госдолг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой.

Гарантированный государством долг – сумма полученных и не погашенных- на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственную гарантию РК.

Государственная гарантия РК – обязательство правительства РК перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случаи неуплаты заемщиком-резидентом РК причитающийся с него суммы в установленный срок.

Управление госдолгом – называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания госкредита, оно осуществляется в целях избежание макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Читайте так же:  Водитель несет полную материальную ответственность

Управление госдолгом включает в себя:

1. ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования, в соответствии с которыми устанавливается объемы погашения и обслуживания;

2. определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию лимита правительственного долга и лимита предоставления госгарантий, утверждаемых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

3. определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования правительством РК, объемов погашения и обслуживания правительственного долга;

4. подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по досрочному погашению долга.

Методы управления госдолгом:

· Консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

· Унификация – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление госдолгом.

· Обмен облигаций по регресс. соотношению

· Отсрочка погашения займа

Рефинансирование – означает погашение имеющийся госзадолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются в замен, ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.

Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую.

Консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

Унификация – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление госдолгом.

Обмен облигаций по регресс. соотношению –проводится в случае дефляции нац. Денежных единиц, и гос-ву невыгодно рассчитываться по займам и «более дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа

Отсрочка погашения займа применяется при значительной госзадолженности и фин. затруднениями. Правительство объявляет о перенесении срока выплаты.

Аннулирование госзайма происходит при смене политического режима в стране и непризнания нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства гос-ва.

4) Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

  1. Рефинансирование. Правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
  2. Налогообложение. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные корпорации могут обанкротиться, а правительство нет.
  3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие действия правительства вызову негативные последствия:

1) Увеличение неравенства доходов. Имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку, налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не выберет излишние доходы в результате перераспределения %- доходов от обладания облигацией.

2) %-ные платежи требуют увеличения налогообложения, что стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвёт экономический рост. Отношение %-ных платежей по долгу показателей – тот уровень налогообложения , кот. необходим для выплаты % по долгу.

3) Действие эффекта вытеснения. Если экономика функционирует ри полной занятости и бюджет сбалансирован. Если правительство увеличивает расходы, то по кривой производственных возможностей, то эк-ка сместится вдоль кривой в направлении осн. Правительственных товаров и будет менее доступны частные товары.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 285 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/3_45599_tema—gosudarstvenniy-kredit-i-gosudarstvenniy-dolg.html

Государственный кредит

Репутация державы точнее всего определяется суммой, которую она способна взять в долг.

Уинстон Черчилль

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • экономическое содержание государственного кредита;
  • • основные формы и виды государственного кредита и государственного долга;
  • • сущность и назначение суверенных фондов;
  • • ключевые направления государственной долговой политики;

уметь

  • • выявить и анализировать взаимосвязь между уровнем государственного долга, состоянием государственного бюджета и другими макроэкономическими параметрами;
  • • классифицировать государственный и муниципальный долг в зависимости от разных признаков;
  • • ориентироваться в различных методах регулирования долга;
  • • формулировать конкретные критерии размещения средств суверенных фондов;

владеть

  • • понятийным аппаратом, применяемым в анализе, планировании и регулировании государственного кредита и государственного долга;
  • • методикой анализа показателей суверенной долговой устойчивости;
  • • методами отбора параметров для оценки эффективности инфраструктурных проектов как объектов инвестирования суверенных фондов.

Ключевые термины: государственный кредит; государственный долг; государственные займы; кредитные соглашения; бюджетные кредиты; связанные кредиты; государственные, муниципальные облигации; казначейские обязательства; внутренний, внешний, рыночный, нерыночный, квазигосударственный, капитальный, текущий государственный долг; государственные гарантии; внешняя долговая устойчивость; рефинансирование, консолидация, унификация, реструктуризация, отсрочка долга; суверенные фонды; Резервный фонд; Фонд национального благосостояния.

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения его сущности как объективной экономической категории и с институциональных позиций, т.е. его соотнесенности с финансовой системой. Прежде всего, государственный кредит – это экономическая категория, равно как деньги, финансы, цены и ряд других фундаментальных категорий. Государственный кредит отражает денежные отношения между государством и другими экономическими субъектами, построенные на кредитной основе, т.е. на условиях возвратности, срочности и платности.

Как и финансы, государственный кредит отражает денежные отношения перераспределительного характера. Выполняя перераспределительную функцию, он предоставляет дополнительные средства государству для выполнения им общественно значимых функций в дополнение к средствам, мобилизуемым через бюджетную систему. В перераспределительные отношения вовлекаются резиденты и нерезиденты: бюджеты всех уровней, юридические и физические лица, банки, зарубежные правительства, международные финансовые организации. Все они могут участвовать в кредитных отношениях с государством в качестве контрагентов. Таким образом, наличие государственного кредита существенно расширяет рамки перераспределительных отношений.

Следует обратить внимание на недопустимость узкой трактовки кредита как отношений, при которых государство выступает исключительно как заемщик. Государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды другим государствам, юридическим и физическим лицам. Кроме того, государство часто выступает гарантом по частным обязательствам. Таким образом, государственный кредит представляет собой обособленную систему денежных отношений с участием в ней государства в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Читайте так же:  Ученая степень после института

Будучи экономической категорией в рамках кредитных отношений, государственный кредит одновременно является звеном финансовой системы государства, т.е. институционально оформленным сводом этих отношений в виде системы государственных займов, государственных гарантий, бюджетных кредитов и пр.

Таким образом, государственный кредит является, с одной стороны, частью кредита, и в этом смысле он отличается от финансов в силу фундаментального специфического признака – возвратности движения денежных средств. С другой стороны, государственный кредит является частью общественных финансов в широком смысле, так как обслуживает интересы государства. Возникновение государственного кредита с участием государства как заемщика чаще всего детерминировано потребностями государства в финансировании общенациональных расходов, не покрываемых доходами. В этом смысле термин тесно связан с понятием «дефицит государственного бюджета».

Однако содержание государственного кредита шире. Его назначение не сводится только к расширению спектра источников финансирования бюджетного дефицита и латанию, таким образом, «дыр» в государственном финансовом хозяйстве. В современной теории государственного кредита и государственного долга одной из его макроэкономических функций признается предоставление ликвидных высоконадежных активов для инвесторов. Государственный кредит служит инструментом активной государственной финансовой политики на всех уровнях – федеральном, субфедеральном и местном. При мобилизации временно свободных средств потенциальных инвесторов через государственные и территориальные займы возможно активное финансирование развития экономики страны и регионов, развитие инфраструктуры, локальных товарных и фондовых рынков, поддержание частного бизнеса, выполнение иных важных экономических и социальных задач.

В этом и состоит вторая важная, после перераспределительной, функция государственного кредита – регулирующая. Здесь уже бо́льшее значение приобретает эффективность и целевое использование заемных средств, не столь важное, как при нефокусированном финансировании дефицита бюджета. С помощью государственного кредита происходит также косвенное воздействие на экономическую активность и положение налогоплательщиков, так как государственные заимствования являются альтернативой росту налогов.

Как и финансам, государственному кредиту объективно присуща и контрольная функция, реализуемая при мониторинге движения заемных средств, оценке долговой устойчивости субъекта заимствований, контроле целевого использования заемных средств.

В экономической учебной литературе в зависимости от источника привлечения средств часто различают внутренний и внешний государственный кредит. Это деление допустимо. Поскольку государственный кредит объективно соотносится с понятием «государственный долг», такое деление мы проанализируем дальше, при характеристике государственного долга и его источников.

Формы государственного кредита представлены на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Основные формы государственного и муниципального кредита

Основными юридическими формами государственного кредита являются государственные займы. В этом контексте позиция государства рассматривается как позиция заемщика. Задолженность государства по государственным займам формирует сумму государственного долга страны. Конкретными формами государственных займов являются государственные и муниципальные облигации, казначейские обязательства, кредитные соглашения в виде бюджетных и иностранных кредитов.

Типичной и самой распространенной формой государственного кредита и удостоверением государственного долга является облигация. Государственная (муниципальная) облигация – ценная бумага, выпускаемая государством (муниципальным образованием) и удостоверяющая договор государственного займа. Это долговое обязательство государства дает право его держателю на получение по истечении определенного срока суммы долга и процентов по нему. Эмитентами облигаций является Федеральное правительство, субъект Федерации, муниципальное образование. Целью эмиссии, как правило, является общее пополнение доходов бюджетов для их сбалансированности с расходами. Практикуются и выпуски целевых облигаций – инфраструктурных, жилищных, проектных.

Казначейские обязательства – разновидность государственных ценных бумаг, размещаемых среди населения на добровольной основе. Так, в России в 1994 г. эмиссия казначейских обязательств имела специфический характер: она была предназначена для ликвидации имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

Существует множество принципов дифференциации государственных облигационных займов. Основные классификации таковы. По способу обращения облигации делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные свободно обращаются на вторичном рынке после их первичного размещения и приобретаются инвесторами с разными целями в соответствии с их инвестиционными стратегиями. Нерыночные государственные займы оседают у держателей до срока их погашения и не торгуются, таким образом, ни на бирже, ни на неорганизованном вторичном рынке.

По срокам погашения выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) государственные облигационные займы. В настоящее время общей тенденцией является удлинение сроков государственных заимствований. По методу размещения выделяют добровольные займы, в том числе займы по подписке, и принудительные займы. По форме выплаты доходов выделяют процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, целевые, льготные, дисконтные займы. По условиям погашения различают единовременное погашение, погашение сериями, с амортизацией долга, с переменным купоном, фиксированным доходом и пр.

Особым вопросом является обеспечение облигаций. Фактически все государственные облигации, в отличие от корпоративных, банковских и иных частных займов, являются необеспеченными. Точнее сказать, их выпуск не требует специального обеспечения (залога, поручительств). Государственные займы не имеют какого-либо особого обеспечения, кроме общих активов государства и доверия к нему, как к эмитенту.

Форма облигаций и казначейских обязательств не является единственной формой государственных займов. В огромном количестве случаев, в особенности при межправительственных и иных международных заимствованиях, государственные займы оформляются подписанием специальных кредитных соглашений. В России они принимают вид бюджетных кредитов и целевых иностранных кредитов.

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах бюджетом другому бюджету бюджетной системы, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу. Строгое условие их получения – отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом.

Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований страны. Этот формат предусматривает целевое предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг.

Целевые иностранные кредиты, в свою очередь, включают связанные и нефинансовые кредиты.

Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц – привлечение средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора. Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – привлечение средств на возвратной и возмездной основе для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг. Цель получения нефинансовых кредитов – осуществление инвестиционных проектов или проведение структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Читайте так же:  Вычеты после декретного отпуска

Источник: http://studme.org/37002/finansy/gosudarstvennyy_kredit

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Источник: http://www.sravni.ru/enciklopediya/info/gosudarstvennyj-kredit/

Тема 10. Государственный кредит и государственный долг

1 Государственный кредит: сущность, особенности

2 Функции государственного кредита

3 Государственные займы: классификация, источники погашения

4 Государственный долг

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5 Управление госдолгом

6 Государственный долг Украины

1Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит имеет 2 формы, представленные на рис.24.

Рисунок 24 – Формы государственного кредита

Сберегательное делоотносится к государственному кредиту, если привлечённые средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки работают на коммерческой основе, и мобилизованные ими средства формируют их кредитные ресурсы.

Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом относиться к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и имеет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Государственный кредит имеет добровольный характер и предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия дефицита бюджета.

Во-вторых, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные документы), недвижимость, ценные бумаги и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях часто имеет четко выраженную целевую направленность.

Читайте так же:  Военная ипотека целевой жилищный займ

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

При государственном кредите взятые в долг средства поступают в распоряжение государства, преобразовываясь в дополнительные финансовые ресурсы. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета.

В некоторых случаях правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также выплату процентов по ним. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите – гарантированном кредите. По условному государственному кредиту правительство несет ответственность только в случаях неплатежеспособности заемщика. В Украине уже сложились правовые и прочие предпосылки для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением органам местного самоуправления, а также отдельным хозяйствующим субъектам права осуществлять операции по выпуску таких займов.

Международный государственный кредит– это совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Они предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается во внешний государственный долг.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Заемщиками средств могут быть правительство страны или органы местного самоуправления. В свою очередь, кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения или другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансово-кредитные организации.

Основной целью государственных займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей правительства страны-заемщика, предоставление продовольственной помощи.

Совокупный внешний долг Украины на данном этапе оценивается как не очень большой по мировым масштабам.

Государственный кредит выполняет следующие функции.

Распределительная функция позволяет осуществлять формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах кредитования. Иногда данную функцию разбивают на две:

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях;

— использование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования.

Регулирующая функция – заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения. Государство, используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп-инвесторов, мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платёжеспособный спрос. Тогда, если за счёт кредита будут профинансированы производственные затраты, то произойдёт абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя и возможно изменение структуры платежеспособного спроса. Напротив, если государственный долг финансируется за счёт привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплату населению, количество денег в обращении возрастёт.

Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и тем дороже кредит для предпринимателей. В результате сокращаются инвестиции в сферу производства и растут накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. До определённых пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равно нулю до их полного поглощения. После этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства и осуществляя программы поддержки малого бизнеса (гарантирование государством кредитов), т.е. государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства.

Контрольная функция имеет свои специфические особенности:

— тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

— охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

— осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы. Классификация государственных займов приведена в таблице 5.

По обращению на рынке, облигации и казначейские обязательства могут быть:

рыночные – свободно покупаются и продаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита;

нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, специфическим интересам которых они отвечают.

Государственный кредит представляет собой совокупность разнообразных форм и методов финансовых отношений. Цель такого подхода состоит в создании благоприятных условий для привлечения средств, как для государства, так и для его кредиторов. Разнообразие форм дает возможность органично объединять интересы юридических, физических лиц и государства.

Привлечение займов должно базироваться на двух факторах – минимизации стоимости займа и стабильности государственных ценных бумаг на фондовом рынке.

Правом осуществления государственных внутренних и внешних займов обладает государство в лице министра финансов Украины по поручению Кабинета министров Украины.

Таблица 5 – Классификация государственных займов

Источник: http://studfile.net/preview/4499852/page:23/

Государственный кредит и государственный долг

1. Сущность, содержание, функции государственного кредита

2. Классификация государственных займов

3. Управление государственным долгом

— Бюджетный кодекс РФ статья 97

Читайте так же:  Дом с отсрочкой платежа

— Федеральный закон о федеральном бюджете статья 16

— Основные направления бюджетной политики на 2012 год

— Закон РФ о внутреннем долге РФ

Государственный кредит – совокупность эк отношений с одной стороны между государством в лице его органов власти и управления и физическими, юридическими лицами с другой стороны при которых государство выступает в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

Основные черты государственного кредита:

1. Государственный кредит имеет добровольный характер

2. Основы государственного кредита является возвратность и платность

3. Государственные кредиты не имеют конкретного целевого назначения

Государственный кредит отличается от банковского и от коммерческого тем, что в качестве обеспечения кредита выступают не конкретные ценности, а всё имущество, которое находится в собственности государства.

Государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Формы государственного кредита:

1. Государственные займы через облигации

2. Использование в качестве займа средств населения в сберегательных кассах

3. Казначейские ссуды

4. Заимствованные средства из общего государственного ссудного фонда

5. Гарантированные займы – займы, которые государство обязуется оплатить вместе с определённым процентом в зависимости от времени

6. Международный займ

Классификация государственных займов

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИЯ
По субъектам заемных отношений 1)Займы размещаемые центральными органами управления 2) Местными органами управления
В зависимости от места размещения государственного займа 1) Внутренняя 2) Внешняя
По срокам привлечения средств 1) Краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) 2) Среднесрочные (от 1 до 5 лет) 3) Долгосрочные (5-…)
По обеспеченности 1) Закладные долговые обязательства 2) Без закладные долговые обязательства
По характеру выплачиваемого дохода долгового обязательства 1) Выигрышные (осуществляются на основе лотереи) 2) Процентные облигации 3) С нулевым купоном

Методы определения дохода по долговым обязательствам:

1. С твёрдым доходом

2. С плавающим доходом

В зависимости от обязанностей заёмщика твёрдо соблюдать сроки погашения займа, заёмные инструменты делятся на следующие обязательства:

1. С правом досрочного погашения

2. Без права досрочного погашения

Основные варианты погашения задолженности:

2.1. Равными частями в течении определённого срока

2.2. Возрастающими долями

2.3. Снижающимися долями

К Государственному долгу РФ относят:

1. долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ.

2. Долговые обязательства перед субъектами РФ и муниципальными образованиями.

3. Долговые обязательства перед иностранными физическими и юридическими лицами, возникшими в результате государственных займов РФ.

4. Долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ и долговые обязательства об отнесении на государственный долг долговых обязательств 3-их лиц.

По состоянию на 1-ое июня 2011 года:

— Государственный долг РФ составил 4.6 триллиона рублей, в том числе внутренний долг 3.6 триллиона рублей и внешний долг около 1 триллиона рублей (36.8 млрд. долларов).

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смыслах:

1. Управление государственным долгом – это формирование одного из направлений финансовой политики государства связанные с его деятельностью в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

2. Управление государственным долгом определяет общий объём бюджетного дефицита и, следовательно, объём займов необходимых для её финансирования.

Задачи управления государственным долгом:

1. Минимизация стоимости долга для заёмщика

2. Недопущение переполнения рынка заёмными обязательствами государства, что может привести к резкому колебанию курса валют.

Субъекты управления государственным долгом:

Основные формы долговых обязательств:

1. Государственные ценные бумаги

— ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом

— ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга

— ОВОЗ – облигации внутреннего облигационного займа

— ГСО-ППС – государственные сберегательные облигации с плавающей процентной ставкой

— ГСО-ФПС – государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой

2. Кредитные соглашения и договора

3. Договора о предоставлении гарантии РФ, договоров поручителей РФ

4. Переоформление долговых обязательств третьих лиц

5. Соглашения и договора РФ о продлении и рекристаллизация долгов обязательств

В объём государственного внутреннего долга РФ включается:

1. Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам

2. Объём основного долга по кредиту полученными РФ и обязательства, по которым выражены в рублях.

3. Объём основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ.

4. Объём обязательств по государственным гарантиям в рублях.

Структура государственного внутреннего долга на 1.10.11:

3. ГСО – ППС – 11.9%

Структура владельцев ОФЗ:

2. Прочие Российские банки 30%

3. Внешний эконом банк 16%

4. Пенсионный фонд РФ 17%

5. Не резиденты 3%

В объём государственного внешнего долга РФ включаются:

1. Номинальная сумма долга по государственные ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

2. Объём основного долга по кредитам полученным РФ и обязательства в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам привлечённым по государственной гарантии РФ.

3. Объём обязательств по государственным гарантиям РФ выраженным в иностранной валюте.

Структура государственного внешнего долга РФ:

1. Задолженность по внешним облигационным займам 81.1%

2. Задолженность перед международными финансовыми организациями 7,4%

3. Задолженность перед не участниками Парижского клуба.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой не погашенные обязательства, выплаты по которым предусмотрены при наступлении срока выплаты.

Режимы функционирования государственного долга:

1. Управление в нормальном режиме государственного производственного процесса:

1.1 Стабилизация долговых параметров

1.2 Создание без дефицитного бюджета

1.3 Создание условий для сближения усреднённой реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП

1.4 Создание нормального процесса сокращения краткосрочных обязательств по отношению к средне срочным и долгосрочным обязательствам.

2. Кризисное управление государственным долгом на грани дефолта

Кризис влечёт за собой рост долга, он становится не управляемым, процесс его выплаты начинает затрудняться и происходит влияние и давление на государство, как должника.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1289 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.su/7_31271_gosudarstvenniy-kredit-i-gosudarstvenniy-dolg.html

Формы государственного кредита государственный долг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here